Детские общественные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увеличение преступности среди детей и подростков. Oбъективно существующее стремление подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране нередко приводит к созданию антисоциальных объединений и группировок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7
Понятие, сущность и характерные черты детских общественных организаций……………7
Классификации и формы детских общественных объединений………………..17
Глава 2. Современное состояние детских общественных объединений в стране…………………………………………………..
Крупнейшие детские общественные объединения в России…………………………
Государственная поддержка детских общественных организаций ………………..41
Заключение…………………………………………………………….47
Литература………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Мариана курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание

 

 

 

 

 

 

 

              Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7

          1. Понятие, сущность и характерные черты детских общественных организаций……………7
          2. Классификации и формы детских общественных объединений………………..17
  1.          Глава 2. Современное  состояние детских общественных объединений в стране…………………………………………………..
          1. Крупнейшие детские общественные объединения в России…………………………
          1. Государственная поддержка детских общественных организаций ………………..41

         Заключение…………………………………………………………….47

       Литература………………………………………………………………50

 

 

 

 

Введение

        Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увеличение преступности среди детей и подростков.  Oбъективно существующее стремление подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране нередко приводит к созданию антисоциальных объединений и группировок.  
         Установлено противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции.  
         Решение этой проблемы потребовало научного осмысления теории и практики социального воспитания и определения характера, принципов их эффективного взаимодействия         

Детское движение, являясь выражением общественно  направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и  воспитательным потенциалом. Детские  общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. 
         Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать научное обеспечение, осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение.  
         В 90-е годы XX века предпринимались попытки осмысления воспитательного опыта различных видов, структур отечественного детского движения. Однако, детская общественная организация, как особый объект и субъект воспитательного пространства, не являлась предметом специального исследования.

Актуальность темы. Особая значимость такого исследования заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать педагогическую концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе социального воспитания подрастающего поколения  в новых социально-экономических условиях. 

          Как следует из научных исследований и практики, участие в деятельности общественных объединений открывает перед человеком широкие возможности самореализации, углубляет индивидуальный опыт общественно-значимой деятельности в различных видах социальных взаимодействий, развивает в нем важные личностные качества: ответственность, инициативность, умение работать в команде и др., делает более естественным и менее конфликтным процесс его социализации. В то же время вовлеченность человека в общественную деятельность способствует формированию в нем и социально-значимых качеств — гражданственности, патриотизма, толерантности и других. Таким образом, правомерным является вывод о том, что участие человека, в особенности юного, формирующегося человека в общественной деятельности чрезвычайно важно как для его индивидуального личностного развития, так и для развития общества и государства. В связи с этим участие детей в деятельности разного рода общественных объединений и организаций, представляет сегодня особый интерес.

Общественная  и государственная значимость детских  общественных объединений в России, необходимость конструктивного  взаимодействия с ними и выстраивания эффективной системы их  государственной  поддержки осознается и признается сегодня на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. О важности и актуальности рассматриваемой темы свидетельствует и постоянно возрастающие интерес и внимание к ней со стороны государства: с середины 2008 года в России выстраивается управленческая система Министерства спорта, туризма и молодежной политики, принимаются поправки к законодательству об общественных объединениях, в апреле 2009 года в Федеральном Собрании РФ  прошли парламентские слушания на тему «О перспективах развития детского движения в Российской Федерации». Все большее внимание к детско-молодежной социальной активности проявляют средства массовой информации и российское бизнес-сообщество.

Тем не менее, вопрос о том, насколько  изменения, происходящие во власти и институтах гражданского общества, серьезно и глубоко затрагивают проблематику детской общественной самодеятельности, остается крайне сложным и дискуссионным. Сложная и неоднозначная ситуация сложилась и в сфере научного изучения детских общественных объединений и в целом детского общественного движения. За более чем 15 лет существования «постсоветской» историографии ряд проблем детского движения изучены достаточно разносторонне и глубоко:

  • роль и значение общественных организаций в формировании у детей и подростков определенных личностно и социально значимых качеств раскрыты в исследованиях О.Н.Дуничевой, С.Г.Лесниковой, Т.А.Лубовой, В.Г.Игишева, Л.Ю.Мастыкиной, Г.Г.Николаева, И.В.Сиволобовой, О.В.Солодовой, Г.Н.Уразова;
  • определение подходов к типологии детских объединений было осуществлено М.В.Богуславским, А.Г.Кирпичником, О.С.Коршуновой, Л.Е.Никитиной, С.В.Тетерским, Т.В.Трухачевой;
  • вопросы деятельности детских общественных объединений в различных формах и социальных средах освещены в работах О.Н.Бессоновой, Г.В.Дербеневой, О.В.Заикиной, А.Г.Лазаревой, М.Р.Мирошкиной, О.А.Павловой, И.Ю.Поваляевой, К.В.Хомутовой.

В перечисленных  работах достаточно глубоко проработана  социально-педагогическая проблематика детского общественного движения. Тем  не менее, обобщающих научных исследований практико-ориентированного характера, в которых был бы осуществлен комплексный, системный анализ процесса становления и развития современных детских общественных организаций чрезвычайно мало.

Цель исследования является выявление и теоретическое обоснование роли детской общественной организации в социальном воспитании подростков, разработка концепции деятельности детской общественной организации как фактора социального воспитания подростков. 
Объект исследования: феномен детской общественной  организации как объекта и субъекта социального воспитания.  
Предмет исследования: детская общественная организация как пространство социального воспитания.  
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:  
1. Провести теоретический анализ исследований сущности и возможностей социального воспитания подростков в пространстве детской общественной организации. Проанализировать основные научные категории «детская общественная организация» и «социальное воспитание», уточнить их;  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Детские общественные организации  как субъект социальной  
работы

    1. Понятие, сущность и  характерные черты детских общественных организаций

 

Детская общественная организация – самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально значимой деятельности, имеющее регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Цель детской общественной организации трактуется как «конкретное состояние организации, достижение которого является для нее желательным и на достижении которого направлена ее деятельность».

В цели детской  общественной организации задается общая модель личности. Это - долговременная цель, которая определяет стратегию воспитания детей в детской общественной организации, поэтому ее можно назвать стратегической.

Содержание  деятельности детской общественной организации определяется нравственными  смыслами, которое оно в себе несет, направленностью на общественно значимые смыслы деятельности, вариативностью программ, учетом интересов детей. В основе методов и форм деятельности ДОО лежат идеи сотрудничества, заботы об улучшении окружающей жизни.

Следует выделить следующие признаки детской общественной организации:

- наличие ценностной  идеи (цели), на осуществление которой  направлена совместная деятельность  детей и взрослых;

- добровольное  вступление в организацию и  свободный выход из неё; 

- фиксированное  членство;

- организационная самостоятельность, самоуправление;

- чётко выраженная  структура, определяющая положение  каждого члена организации; 

- установленные  для всех нормы и правила; 

- гарантированные  права совместной деятельности (право  выбора видов, форм и способов осуществления деятельности);

- наличие устава, программы, положения; 

- преобладание  в её составе несовершеннолетних  граждан.

Функции детских  общественных организаций - создание условий  для освоения детьми социальных отношений: помощь ребенку в самопознании и самореализации; формирование у детей и подростков активной гражданской позиции.

Значительное место детские общественные организации занимают в социальном воспитании человека. К специфическим возможностям социального воспитания детей относится то, что социальная сущность детской общественной организации включает детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций. Т.е., дети, состоявшие в ДОО, учатся строить отношения со своими сверстниками и более старшими детьми, взрослыми. Поскольку детские общественные организации имеют иерархизированную структуру, они предоставляют детям возможность учиться поведению, соответствующему определенной роли, учат понимать свои обязанности и права. Кроме того, детские общественные организации предоставляют детям сведенья об обществе в социально значимой, доступной детям и наглядно результативной форме

Детская общественная организация рассматривается как  объект и субъект социального  воспитания:

а) Как объект социального воспитания детская общественная организация (ДОО) рассматривается в следующих ракурсах:

- Детство, в  мире которого реализуется объектная  сущность реального детского  движения.

- Само детское  движение, как организованное детское  сообщество.

- Среда, в  которой детская общественная  организация живет и действует.

- Ребенок, его  отношения в детском сообществе.

- Взаимодействие  ребенка с окружающим его миром.

б) Как субъект  социального воспитания ДОО рассматривается  в следующих ракурсах:

- Детское движение – как результат проявления активности детства, его предрасположенности к социальному действию.

- Детская группа (организация), активность которой направлена  на сохранение, улучшение, преобразование  окружающей жизни.

- Ребенок, как  член общественной организации. Его субъектная позиция.

- Взаимодействие детей  и взрослых, предполагающее отношение  взрослых к детству не как  к совокупности детей разных  возрастов, которых надо растить,  воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия

Идея сотворчества, лежащая в основе совместной деятельности взрослых и детей в детских объединениях отражена в особых методических системах. Коллективная творческая деятельность, родившаяся в недрах детского движения, наиболее полно отвечает целям и принципам деятельности ДОО, так как в ее основе  лежит:

- забота об  улучшении окружающей жизни;

-  коллективное творчество;

-  содружество поколений;

- отношения  общей товарищеской заботы

 Сущность  детских общественных организаций  целесообразно рассматривать в  четырех плоскостях:

— детской (участники организации  дети, а, следовательно, детское мировосприятие является основой деятельности),  
— социально-педагогической (здесь реализуется позиция общества по отношению к детям, общество содействует передачи социального опыта от одного поколения к другому),

— общественной (общественные организации создаются  для решения общественных проблем; это организации негосударственные, некоммерческие),  
— организационной (обладающей структурой и корпоративной культурой, которые обеспечивают устойчивость и вопроизводимость данной социальной организации).

Информация о работе Детские общественные организации