Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увеличение преступности среди детей и подростков. Oбъективно существующее стремление подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране нередко приводит к созданию антисоциальных объединений и группировок.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7
Понятие, сущность и характерные черты детских общественных организаций……………7
Классификации и формы детских общественных объединений………………..17
Глава 2. Современное состояние детских общественных объединений в стране…………………………………………………..
Крупнейшие детские общественные объединения в России…………………………
Государственная поддержка детских общественных организаций ………………..41
Заключение…………………………………………………………….47
Литература………………………………………………………………50
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Социально-политические и экономические
преобразования в России породили проблему,
связанную с социальным становлением
детей и подростков в условиях демократизации
российского общества. Воспитательная
деятельность общественных институтов
в этот период имела низкую эффективность,
а влияние социальной среды носило негативный
характер. Одним из показателей этого
стало возрастание девиантных форм поведения
в детской среде и увеличение преступности
среди детей и подростков. Oбъективно существующее
стремление подростков к расширению социальных
связей, к самостоятельности и самоутверждению
в условиях общественно-политической
и экономической нестабильности в стране
нередко приводит к созданию антисоциальных
объединений и группировок.
Установлено противоречие между активным
стремлением растущих людей к признанию
их роли и значения в обществе и отсутствием
условий и возможностей в утверждении
новой социальной позиции.
Решение этой проблемы потребовало научного
осмысления теории и практики социального
воспитания и определения характера, принципов
их эффективного взаимодействия
Детское движение,
являясь выражением общественно
направленной организованной самодеятельности
детей, обладает огромным социальным и
воспитательным потенциалом. Детские
общественные организации являются
наиболее стабильной и структурированной частью детского движения,
представляя собой особый социальный
институт воспитания.
Вместе с тем, молодежное и детское сообщество
не имеет достаточного ресурса, чтобы
самостоятельно организовать научное
обеспечение, осмыслить сложившуюся ситуацию
и повлиять на ее изменение.
В 90-е годы XX века предпринимались попытки
осмысления воспитательного опыта различных
видов, структур отечественного детского
движения. Однако, детская общественная
организация, как особый объект и субъект
воспитательного пространства, не являлась
предметом специального исследования.
Актуальность темы. Особая значимость такого исследования заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать педагогическую концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе социального воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях.
Как следует из научных исследований и практики, участие в деятельности общественных объединений открывает перед человеком широкие возможности самореализации, углубляет индивидуальный опыт общественно-значимой деятельности в различных видах социальных взаимодействий, развивает в нем важные личностные качества: ответственность, инициативность, умение работать в команде и др., делает более естественным и менее конфликтным процесс его социализации. В то же время вовлеченность человека в общественную деятельность способствует формированию в нем и социально-значимых качеств — гражданственности, патриотизма, толерантности и других. Таким образом, правомерным является вывод о том, что участие человека, в особенности юного, формирующегося человека в общественной деятельности чрезвычайно важно как для его индивидуального личностного развития, так и для развития общества и государства. В связи с этим участие детей в деятельности разного рода общественных объединений и организаций, представляет сегодня особый интерес.
Общественная и государственная значимость детских общественных объединений в России, необходимость конструктивного взаимодействия с ними и выстраивания эффективной системы их государственной поддержки осознается и признается сегодня на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. О важности и актуальности рассматриваемой темы свидетельствует и постоянно возрастающие интерес и внимание к ней со стороны государства: с середины 2008 года в России выстраивается управленческая система Министерства спорта, туризма и молодежной политики, принимаются поправки к законодательству об общественных объединениях, в апреле 2009 года в Федеральном Собрании РФ прошли парламентские слушания на тему «О перспективах развития детского движения в Российской Федерации». Все большее внимание к детско-молодежной социальной активности проявляют средства массовой информации и российское бизнес-сообщество.
Тем не менее, вопрос о том, насколько изменения, происходящие во власти и институтах гражданского общества, серьезно и глубоко затрагивают проблематику детской общественной самодеятельности, остается крайне сложным и дискуссионным. Сложная и неоднозначная ситуация сложилась и в сфере научного изучения детских общественных объединений и в целом детского общественного движения. За более чем 15 лет существования «постсоветской» историографии ряд проблем детского движения изучены достаточно разносторонне и глубоко:
В перечисленных работах достаточно глубоко проработана социально-педагогическая проблематика детского общественного движения. Тем не менее, обобщающих научных исследований практико-ориентированного характера, в которых был бы осуществлен комплексный, системный анализ процесса становления и развития современных детских общественных организаций чрезвычайно мало.
Цель исследования
является выявление и теоретическое
обоснование роли детской общественной
организации в социальном воспитании
подростков, разработка концепции деятельности
детской общественной организации как
фактора социального воспитания подростков.
Объект
исследования: феномен детской общественной организации
как объекта и субъекта социального воспитания.
Предмет
исследования: детская общественная
организация как пространство социального
воспитания.
В соответствии с поставленной целью и
гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований
сущности и возможностей социального
воспитания подростков в пространстве
детской общественной организации. Проанализировать
основные научные категории «детская
общественная организация» и «социальное
воспитание», уточнить их;
Глава
1. Детские общественные организации
как субъект социальной
работы
Детская общественная организация – самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально значимой деятельности, имеющее регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Цель детской общественной организации трактуется как «конкретное состояние организации, достижение которого является для нее желательным и на достижении которого направлена ее деятельность».
В цели детской общественной организации задается общая модель личности. Это - долговременная цель, которая определяет стратегию воспитания детей в детской общественной организации, поэтому ее можно назвать стратегической.
Содержание деятельности детской общественной организации определяется нравственными смыслами, которое оно в себе несет, направленностью на общественно значимые смыслы деятельности, вариативностью программ, учетом интересов детей. В основе методов и форм деятельности ДОО лежат идеи сотрудничества, заботы об улучшении окружающей жизни.
Следует выделить следующие признаки детской общественной организации:
- наличие ценностной
идеи (цели), на осуществление которой
направлена совместная
- добровольное вступление в организацию и свободный выход из неё;
- фиксированное членство;
- организационная самостоятельность, самоуправление;
- чётко выраженная
структура, определяющая
- установленные для всех нормы и правила;
- гарантированные права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности);
- наличие устава, программы, положения;
- преобладание
в её составе
Функции детских общественных организаций - создание условий для освоения детьми социальных отношений: помощь ребенку в самопознании и самореализации; формирование у детей и подростков активной гражданской позиции.
Значительное место детские общественные организации занимают в социальном воспитании человека. К специфическим возможностям социального воспитания детей относится то, что социальная сущность детской общественной организации включает детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций. Т.е., дети, состоявшие в ДОО, учатся строить отношения со своими сверстниками и более старшими детьми, взрослыми. Поскольку детские общественные организации имеют иерархизированную структуру, они предоставляют детям возможность учиться поведению, соответствующему определенной роли, учат понимать свои обязанности и права. Кроме того, детские общественные организации предоставляют детям сведенья об обществе в социально значимой, доступной детям и наглядно результативной форме
Детская общественная
организация рассматривается
а) Как объект социального воспитания детская общественная организация (ДОО) рассматривается в следующих ракурсах:
- Детство, в
мире которого реализуется
- Само детское движение, как организованное детское сообщество.
- Среда, в которой детская общественная организация живет и действует.
- Ребенок, его
отношения в детском
- Взаимодействие
ребенка с окружающим его
б) Как субъект социального воспитания ДОО рассматривается в следующих ракурсах:
- Детское движение – как результат проявления активности детства, его предрасположенности к социальному действию.
- Детская группа (организация), активность которой направлена на сохранение, улучшение, преобразование окружающей жизни.
- Ребенок, как член общественной организации. Его субъектная позиция.
- Взаимодействие детей
и взрослых, предполагающее отношение
взрослых к детству не как
к совокупности детей разных
возрастов, которых надо
Идея сотворчества, лежащая в основе совместной деятельности взрослых и детей в детских объединениях отражена в особых методических системах. Коллективная творческая деятельность, родившаяся в недрах детского движения, наиболее полно отвечает целям и принципам деятельности ДОО, так как в ее основе лежит:
- забота об улучшении окружающей жизни;
- коллективное творчество;
- содружество поколений;
- отношения общей товарищеской заботы
Сущность
детских общественных
— детской (участники организации
дети, а, следовательно, детское мировосприятие
является основой деятельности),
— социально-педагогической (здесь реализуется
позиция общества по отношению к детям,
общество содействует передачи социального
опыта от одного поколения к другому),
— общественной
(общественные организации создаются
для решения общественных проблем;
это организации
— организационной (обладающей структурой
и корпоративной культурой, которые обеспечивают
устойчивость и вопроизводимость данной
социальной организации).