Детские общественные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увеличение преступности среди детей и подростков. Oбъективно существующее стремление подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране нередко приводит к созданию антисоциальных объединений и группировок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7
Понятие, сущность и характерные черты детских общественных организаций……………7
Классификации и формы детских общественных объединений………………..17
Глава 2. Современное состояние детских общественных объединений в стране…………………………………………………..
Крупнейшие детские общественные объединения в России…………………………
Государственная поддержка детских общественных организаций ………………..41
Заключение…………………………………………………………….47
Литература………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Мариана курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 •  детские общественные объединения  пионерской направленности (различные  по названиям и формам, но сохраняющие  в своей основе гуманистические  традиции пионерской организации:  самоуправление, самодеятельность, общественно-полезная  направленность деятельности, коллективизм, структуру и методы);

• детско-молодежные организации гражданско-патриотической и военно-патриотической направленности (краеведческие экспедиции, экскурсионно-исследовательская музейная деятельность по изучению истории страны, ориентация на изучение и возрождение боевых, героических традиций страны, подготовка молодежи к службе в армии);

 •  движения учащихся школ (школьное  самоуправление);

• национально-культурные детско-молодежные организации (ориентация на изучение и возрождение традиций национальной русской культуре); • религиозные, спортивные объединения и другие детские организации различных сфер деятельности. Делая вывод из многообразия ДОО, можно отметить, что деятельность данных организаций охватывает практически все сферы социального пространства (образовательное, экономическое, политическое и др.).

Второй принцип  классификации - способ организации (самоорганизации) ДОО:

  1. Временные детские самодеятельные, самоорганизуемые и самоуправляемые общества по интересам;
  2. Относительно устойчивые детские первичные учреждения социально-профессиональной основной деятельности;
  3. Детские общественные организации – сложные социально-целевые структуры с иерархической взаимозависимостью ее звеньев, определенными правами и обязанностями членов, уставом, законами, программой деятельности; в основе организации лежит управление взрослых в сочетании с самоуправлением детей;
  4. Детские движения как выражение активности конкретных групп детей, свободно организуемая деятельность, в которой ребенок усваивает различные социальные роли.

Третий принцип  классификации – роли, выполняемые  ДОО:

  1. Целевые структуры с четко обозначенным основным направлением деятельности;
  2. Партнеры конкретных государственных или общественных взрослых  структур;
  3. Общественные ассоциативные союзы, консолидирующие первичные детские объединения в регионе, городе, районе, представляющие детское самоуправление в социуме, интересы детей в государственных органах власти, учреждениях, ведомствах;
  4. партнеры педагогических коллективов в организации образовательного процесса, центры проявления самостоятельности, активности, творчества учащихся в освоении базовых образовательных знаний и умений и их практическом использовании в окружающей жизни.

Все рассмотренные  выше ДОО в их общем воспитательном потенциале можно охарактеризовать как субъекты социального воспитания, способные дифференцировано, индивидуально-позитивно влиять на ребенка:

  • с учетом специфики социальной среды, в которой функционирует детское объединение;
  • с учетом реального содержания и организации деятельности, доступного и значимого для подростка и окружающих;
  • через детско-взрослое общение – фактор, необходимый растущему индивиду;
  • через новую позицию ребенка – субъекта деятельности;
  • через личность взрослого (руководителя, члена объединения).

Идеологическая  и ценностная основа – важнейший  параметр конструирования детских  объединений. По идеологической основе детские объединения разделяются  на:

  • светские и религиозные;
  • социалистической (коллективистической) и капиталистической (индивидуалистической) направленности;
  • общечеловеческой (интернациональной) и национальной (в отдельных случаях националистической) идеологии.

Общей для всех современных детских общественных объединений является идеология гуманизма, реализуемая с учетом конкретных целей, задач, содержания деятельности, позиции взрослых-руководителей. Государственной и общественной поддержкой пользуются  детские объединения, ориентированные в своей целевой  направленности на защиту прав юного гражданина страны, формирование творческой активной личности и позитивное преобразование окружающей жизни. По идеологическим установкам поддерживаются объединения, в основном светские, гуманистические и демократические, реализующие в своей деятельности идеи патриотизма, мира, взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами страны и мира. Детское  общественное  объединение  как среда жизнедеятельности ребенка становится самостоятельной гуманистической ценностью для него; личностно ориентированным  пространством  самореализации, самовоспитания, самосовершенствования.

Формы детско-подростковых общественных организаций 

Наиболее часто встречаются  следующие формы детских организаций (объединений),: 
— «общество любителей» (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации); 
— «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой-инициацией и идеями испытания и самосовершенствования); 
— «группа добровольцев» (группа, ориентированная на служение обществу, объединившаяся для реализации общественных ценностей в непосредственной помощи нуждающимся);

— «коммуна» (объединение, создаваемое  для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы).                  
          Первая форма детских общественных организаций — условно называется «общество любителей». Ключевым словом для понимания ярда деятельности общества любителей является «хобби» (англ. hobby) — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. У детско-подростковых объединений соответствующих этой форме, есть аналоги среди общественных объединений взрослых — общества филателистов, общества охотников и рыболов и т.д. 
       Направленность общества любителей отличается сугубо внутренним характером, так как нацелена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Провозглашаемой миссией такого объединения можно назвать оптимизацию занятий значимой деятельностью, индивидуальным мотивомучастия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Общественная организация в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом. 
  Функции обществ любителей (как разновидности детско-подростковой общественной организации) в воспитании состоят в: 
— ориентации на ценности продуктивного времяпрепровождения в свободное время, досуговую самоорганизацию;

— содействии в самоопределении  в сфере собственного хобби и  характера референтной досуговой общности;

— освоении определенного  вида досуговой деятельности. 
          Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть и научное познание, и художественное творчество, коллекционирование и т.п.  
  Весьма распространены в таких объединениях так называемые «встречи знатоков» — ситуации обмена информацией о предмете хобби. В таких ситуациях для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание образования в подростковом общественном объединении любителей представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения — обмен опытом и знаниями друг с другом.

Характер деловых отношений  в обществе любителей — либеральные, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого — компетентный специалист.

Рамкой для существования  такого объединения (организации) становится изменение характера ситуации: как  только любительство начинает приносить  доход, а отношение преобразуется  от хобби к профессии, общество любителей становится фирмой. Существует немало общественных организаций, находящихся на грани любительства и профессионализма.  
Вторая форма детских общественных организаций — «группа добровольцев». Добровольцами или волонтерами называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Слово «volontaire» пришло из французского языка, где обозначало человека, который по собственному желанию (на добровольной основе) был причислен к войску, получал содержание, но официально на службу не вступал, то есть мог покинуть воинское расположение, оставаясь вольнослужащим. 
        В общественных организациях взрослых аналогом групп добровольцев являются общественно-политические объединения (партии, политические блоки, движения). Причина существования таких групп, состоит в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Такая группа очень бдительно следит за нравственным качеством своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства, как правило, не объявленные, а принимаемые молчаливо как разумеющиеся. Группа то и дело ставит того или иного участника перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. Параллельно среди участников группы происходит селекция. Главная задача такой группы — глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, «вещной» деятельности в явном виде не просматривается, а также, поскольку для реализации ее насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направленность, можно условно считать такие группы внешненаправленными. За счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе — ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность, искренность. 

Функции воспитания детей и подростков:

— ориентация на ценности совместной созидательной общественно-полезной деятельности;

— самоопределение в качестве общественного деятеля, участника общественно-политических процессов;

— освоение организаторской  деятельности, элементов социального  творчества. 
           Событиями в жизни групп добровольцев являются социальные акции. Под социальной акцией следует понимать единичное общественно полезное и рассчитанное на общественный резонанс действие. Образование в группах добровольцев представлено тренингами. Одной из черт группы добровольцев может быть экспериментирование, поиски информации, выдвижение гипотез и проверка их состоятельности. Здесь разрабатываются программы деятельности, проекты, сценарии. 

 Характерной чертой групп добровольцев, в которых преобладают старшие подростки, является потребность в совместной рефлексии экзистенциальных ценностей. Причем материалом для ценностного диалога о смыслах существования может стать как объединяющая деятельность (спектакль, книга, исторический факт), так и события повседневной жизни, поступки товарищей, газетная статья. Групповая рефлексия носит исповедальный характер. Важным элементом корпоративной культуры группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира. 
      Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров — вождей, тех, кто отражает, выражает и защищает идейные ценности группы. 
В полной мере данную форму отражает Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов». Главную задачу эта организация видит в «содействии условиям для самовыражения детей и подростков, защиты их прав и интересов через средства массовой коммуникации». Представители Лиги юных журналистов участвуют в фестивалях и конкурсах детских кино-теле-видеопрограмм, конкурсах детского и юношеского радио, прессы, телекоммуникационных олимпиадах юных журналистов, информационных форумах, организует работу молодежных пресс-центров на различных спортивных мероприятиях.

Примером этой формы может служить также Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» («ДИМСИ»). «ДИМСИ» является инициатором акций социальной помощи различным категориям нуждающимся, развития волонтерского движения, в основе идеологии организации — добровольческое служение молодежи в гражданском обществе. Данная организация видит свою миссию в том, чтобы содействовать: 
— разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики, совершенствованию законодательной деятельности по проблемам молодежи; 
— усилению роли молодежи в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития России;  
обеспечению прав молодежи на достойное место в жизни страны и достойную жизнь, использованию творческого потенциала российской молодежи в интересах России и мирового сообщества». 

Третья форма детских общественных организаций — «отряд». Такое наименование связано с тем, что с одной стороны, явно проявляется военизированная стилистика таких объединений, а с другой в реалии жизнедеятельность таких организаций в большей степени лежит игра, имитация.  
      В таких объединениях цель всего объединения и цели каждого участника существенно расходятся. Для значительного числа подростков приход в отряд — испытание себя, самоутверждение, самореализация в ситуациях преодоления трудностей. А вот общие цели выглядят достаточно педагогизированными, например, «создание организации как воспитательной среды для развития достойного гражданина своей страны на основе скаутских ценностей». Функции воспитания подростков в общественных организациях (форма «отряд») могут быть названы следующие:

— ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного  преодоления трудностей, испытаний; 
— самоопределение в качестве человека, способного к саморегуляции, способного справляться с трудностями;

— освоение различных  практических умений выживания, регуляции  собственных психологических состояний.

Вообще для  этой формы характерны инициации (испытание  и посвящение в новый, более высокий  социальный статус). Ведущим способом бытия отряда является инициация — специфическая форма продвижение в социальном статусе за счет испытания и посвящения в новый статус. Участники объединения в наибольшей степени включены в такие сферы жизнедеятельности как игра, спорт, познание, предметно-практическая деятельность. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, парад, марш-бросок.  
         Правила и этикет в условиях данной формы детской общественной организации определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты. Деловые отношения построены на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.

Отношение к  обучению достаточно серьезное, нередко  занятия связаны с определенным риском: обращение с оружием, преодоление опасностей, отсюда высока регламентированность обучения: четкий учебный план, наличие обязательных занятий, строгое расписание. В содержание обучения может, как уже указывалось, входить допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам спорта. Среди методов обучения доминируют объяснительно-иллюстративный и учебная практика. Специфика просвещения состоит в том, что оно организуется в соответствии с государственными праздниками. Для отрядной формы детско-подростковых общественных объединений важное место занимает самосовершенствование подростков в соответствии с идеалом.

Информация о работе Детские общественные организации