Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Воспитательная деятельность общественных институтов в этот период имела низкую эффективность, а влияние социальной среды носило негативный характер. Одним из показателей этого стало возрастание девиантных форм поведения в детской среде и увеличение преступности среди детей и подростков. Oбъективно существующее стремление подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране нередко приводит к созданию антисоциальных объединений и группировок.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации детских общественных объединений………………………………………7
Понятие, сущность и характерные черты детских общественных организаций……………7
Классификации и формы детских общественных объединений………………..17
Глава 2. Современное состояние детских общественных объединений в стране…………………………………………………..
Крупнейшие детские общественные объединения в России…………………………
Государственная поддержка детских общественных организаций ………………..41
Заключение…………………………………………………………….47
Литература………………………………………………………………50
Различие между миром
взрослых и детей обычно
Детско-подростковые
общественные организации представляют
собой реализацию социально-педагогического
проекта, так как «они не возникают спонтанно,
а являются продуктом специальной организаторской
работы взрослых и/или старших». Еще одна
важная черта что, как и любой проект, не
только заранее проектируют, но еще по
ходу дела дополняют и уточняют. Одним
из элементов проекта становится деятельность
по оформлению корпоративной культуры
детской организации в педагогически
целесообразном направлении.
Социально-педагогическая
составляющая является существенно ограниченной
в детских общественных организациях
в смысле права. Соблюдение этого принципа
является рамкой отделяющей «организации
детей» от «организаций для воспитания
детей». Другими словами, весь вопрос —
в статусе педагогической деятельности.
Если педагогическая деятельность воспринимается
как обеспечение функционирования организации,
а не в качестве воспитательного воздействия,
то проблем не возникает. При этом правовой
статус вожатого (взрослого) в детской
организации может быть и выше, чем у подростков
— участников сообщества, так его положение
в данном случае обуславливается не возрастом,
а социальной ролью в организации.
Характерной
чертой детских общественных организаций
является объективная автономность по
отношению к государственной системе
образования, они не имеют ведомственного
подчинения. В общественном
аспекте детские общественные организации
самодеятельны, то есть минимально зависят
от воздействия извне, сами вольны изменять
свой состав, идеологию, формы и методы
работы, сферы интересов, пока они под
давлением обстоятельств могут легко
рассыпаться и на новой базе собраться
снова. Детские общественные организации
являются частным случаем некоммерческих
организаций, так как, согласно Гражданскому
Кодексу РФ, «не преследуют целей извлечения
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяют прибыль
между своими участниками». Можно сказать
также, что детско-подростковые общественные
организации являются частью третьего
сектора, то есть потенциально могут становиться
социальным партнером органов государственной
(муниципальной) власти и бизнеса.
В современных условиях детско-подростковые
общественные организации вынуждены заниматься
«файндрайзингом» — специально организованным
поиском материальных средств для осуществления
социальных проектов. Так как файндрайзинг
— это работа со спонсорами, которыми
могут быть как органы государственной
власти, местного самоуправления, так
и иные общественные организации, коммерческие
структуры, то в деятельности по поиску
и привлечению средств немаловажную роль
играет деловая репутация детско-подростковой
общественной организации.
В организационном
плане детско-подростковое общественное
объединение обладает чертами любой социальной
организации, например, управляется при
помощи специально создаваемых органов
(организационная структура). Важной организационной
чертой является наличие совокупности
корпоративных ценностей и символики,
обеспечивающих регламентацию поведения
участников группы. Следует отметить,
что детско-подростковая общественная
организация развивается как любые социальные
системы, проходя стадии (замысла, создания,
развития, взросления, старения, смерти),
а следовательно, как и любая социальная
организация, детско-подростковое общественное
объединение порождает задачи сохранения
структуры и культуры. Циклы жизни общественных
организаций в данном случае еще корректируются
таким фактором, как смена поколений участников,
которые в качестве активных субъектов
находятся всего лишь 3-4 года. Ко всему
изложенному, следует добавить, что если
учесть что поколения в организации сильно
отличаются друг от друга, то жизнедеятельность
детско-подросткового общественного объединения
представляет собой несимметричную синусоиду.
Поэтому руководитель организации вынужден
заниматься организационным прогнозированием,
проектированием и т.д.
В качестве первой характерной черты общественных
организаций детей целесообразно выделить
специфику вхождения ребенка в воспитательную
организацию. Включение в детскую общественную
организацию является для ребенка добровольным,
то есть исключает обязательность и какое-либо
принуждение. Такой принцип комплектования
воспитательной организации как добровольность
создает необходимость обеспечить мотивацию
участия в деятельности у учащихся.
Особую роль играют мотивы,
возникающие на основе потребности
в общении, потребности в приличествующем,
на взгляд индивида, социальном статусе,
потребности в самореализации и
самоутверждении, стремлением чувствовать
себя принятым сверстниками и ценимым
ими. Не менее важна группа мотивов — стремление
принести максимум пользы обществу, в
частности, пытаясь воздействовать на
него с преобразовательной целью Определенную
роль на этапе включения в жизнедеятельность
детской общественной организации могут
играть «желание чему-либо научиться,
информационная потребность». Процесс
включения подростков в деятельность
общественной организации определяется
не только начальными мотивами, но возможностью
сообщества их поддерживать. Поддержание
мотивов обеспечивается деятельностью,
общением, отношениями, складывающимися
в сообществе. С одной стороны, ребенок
сам определяет меру своего участия. С
другой — детская общественная организация
задает некие писаные и неписаные правила,
регламентирующие поведение подростков
и взрослых, касающиеся, среди прочего,
и обязательности участия в акциях и мероприятиях.
Вторая характерная
черта — назначение детских общественных
организаций детей, которое можно рассматривать
в двух аспектах: с одной стороны как цель,
которую ставят перед собой дети, объединившиеся
в общую организацию; с другой — как сугубо
воспитательную цель, которую ставит перед
собой взрослое сообщество, создавшее
эти организации для детей .
Задачи воспитания
в детских общественных организациях
могут рассматриваться как
— самоорганизацию добровольной
совместной деятельности, жизни своего
сообщества (реализация отношений «Я — деятельность»);
— преобразование окружающей
действительности, решение актуальных
проблем жизни (реализация отношений «Я — Окружающая
действительность»);
— самосовершенствование
в ситуации публичного предъявления результатов
саморазвития (реализация отношений «Я — Я»);
— осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей (реализация отношений «Я — Ценности»).
Отсюда функции воспитания в детских общественных организациях могут формулироваться следующим образом:
аксиологическая — субъективная значимость осуществления собственных убеждений, взглядов, самосовершенствования; присвоение подростками ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценность «Другого» как равноправного партнера;
ориентационная
— уточнение представлений о
себе как субъекте преобразования действительности
и саморазвития, о себе как участнике актуализирующего
взаимодействия, о собственном уровне
развития организаторских способностей,
о наличном собственном лидерском потенциале;
операционная — освоение и интериоризация
социальных установок на субъектную позицию,
ответственное и произвольное поведение,
на взаимовыгодное сотрудничество, на
реализацию собственного лидерского потенциала;
освоение и интериоризация умений организации
совместной деятельности, гражданское
участие в общественно-государственном
управлении, для чего нужна позиция субъекта
социального мира, опыт самодеятельности.
Третья характерная черта — опосредованность
воспитания через коллективную деятельность,
систему делового и межличностного взаимодействия,
корпоративную культуру детско-подростковой
общественной организации. Корпоративная
культура в данном случае представляет
собой:
— социальную коммуникативную систему,
систему ценностей и норм,
— производную от суммы стихийной детской
субкультуры и культуры откорректированной
лидерами воспитателями.
Четвертая характерная черта связана
со спецификой субъектов воспитания в
детских общественных организациях: с
одной стороны субъектом выступает вся
организация в лице первичного общественного
объединения (ячейки организации), с другой
стороны существенную роль играет собственно
взрослый — участник детской общественной
организации. Своеобразие детских общественных
организаций состоит в том, что взрослый
является членом общественной организации,
чаще всего руководителем. Как показали
наши наблюдения, деятельность взрослого
— руководителя детской общественной
организации функционально может быть
представлена такими составляющими:
— общественная деятельность (направленная
на позитивное преобразование общества);
— педагогическая деятельность (направленная
на воспитание ребенка — участника детской
общественной организации);
— политическая деятельность (направленная на участие в политических процессах в данном регионе)
— организационно-техническая деятельность (направленная на поддержание и развитие организации).
Возможность существования
детской общественной организации
без участия и руководства со стороны взрослого существенно
ограничена. Деятельность взрослого —
руководителя детской общественной организации
нормативно (со стороны государства) мало
регламентирована.
Следует отметить, что многие вожатые
детских общественных организаций зачастую
не имеют профессионально-педагогической
подготовки в качестве вожатого, поэтому
решение ими задач воспитания происходит
интуитивно. Даже если взрослый получил
педагогическое образование, многие подходы,
средства, способы, характерные для школьного
учителя (а именно такой вариант подготовки
преобладает) не работают. Взаимодействие
взрослого и ребенка в детских общественных
организациях и общеобразовательной школе
различается как по своей сути, так и в
восприятии ребенка. Педагог в глазах
воспитанника является корпоративно близким,
поэтому ребенок готов устанавливать
с ним контакт, чтобы освоить деятельность.
Другими словами, образ вожака детской
общественной организации кардинально
отличается от образа учителя школы.
При этом наиболее
существенно, что процесс организации деятельности
становится объектом совместного творчества
подростков и взрослых. Оптимальная позиция
взрослого при таком подходе — готовность
идти на утрату качества ради сохранения
детского авторства. Оптимальным путем
педагогического взрослого участия в
деятельности детских общественных организаций
видится следующая формула: педагогическое
сопровождение общественной самоорганизации (
— осуществление
консультирования подростков по наиболее
эффективному достижению деловых и личных
целей;
— использование технологии развития способностей для достижения целей в различных областях жизни;
— отказ взрослого от экспертной
позиции;
— задача
взрослого — создать условия для принятия
подростком решения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детская общественная организация – самостоятельное, самоуправляемое объединение детей, имеющее свои цели, задачи, принципы.
Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.
В начале XXI века в России детское движение как социальная реальность претерпевало значительные изменения, проявляя себя многообразно и далеко не однозначно. Именно в данных условиях общество начинает осознавать, что детские объединения не имеют свободы деятельности, независимости от государства, внеполитичности и внеидеологичности собственной активности. На уровне России и ее субъектов приняты законы о поддержке и развитии социально-позитивного детского движения в многообразии его видов и форм; разрабатываются и реализуются программы взаимодействия детских и государственных общественных структур. Особое внимание и поддержка со стороны государства оказывается детским объединениям позитивного характера, которые формируют в ребенке гражданские, патриотические нормы. Безусловно, существуют и детские объединения негативного толка, но в данной работе меня больше интересуют объединения позитивного направления. Существует несколько принципов классификации ДОО. Первый принцип классификации – базы и основные сферы функционирования ДОО в социуме:
Можно привести множество примеров, характерных для каждой классификации:
• пионерское движение (межрегиональная Пионерское содружество; региональные, местные обновленные пионерские организации, отдельные дружины, отряды);
• скаутское движение, возрождаемое в России с начала 90-х годов (НОРС – Национальная Организация Российских Скаутов, Союз правовых скаутов, ОРЮР - Организация юных разведчиков России);