Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:01, реферат
Этика протестантизма, как показал немецкий социолог Макс Вебер, легла в основу капиталистического отношения к труду как к призванию человека. Любопытно отметить, что сам термин «индустриальный», переводимый как «промышленный», означает по-латыни «трудолюбивый». Человек «предопределен» Богом к вечной жизни, либо к вечной смерти и кальвинистское направление протестантизма полагает, что избранность определяется не по характеру мирских поступков, а по их результатам. Успех, приносящий власть — единственный критерий избранности человека и эффективности функционирования общества
Введение 3
Понятие и классификация девиантного поведения 5
Характеристика форм и видов девиантного поведения 8
Причины девиантного поведения 10
Отношения социального контроля 13
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения 17
Список литературы 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный минерально-
Кафедра истории
Кафедра социологии
РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
ВЫПОЛНИЛ: студент гр. НГШ-12 _______________ /Гущина Е.В./
ПРОВЕРИЛ: __доцент__ ______________ /Зайцева О.О. /
2013
Категория "поведение" занимает в социологии значительное место. Это находит свое выражение, в частности, в том, что некоторые ученые определяют социологию как науку, изучающую сознание и поведение людей.
Однако поведение как категория используется и в других научных дисциплинах. И это не случайно, поскольку она является универсальной по своему содержанию.
Поведение — это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям существования, а также преобразования действительности (на уровне человека, групп людей).
Иногда понятие "поведение" применяют к неорганическим объектам (планетам, машинам, электронам и т. д.), что не совсем корректно с научной точки зрения. О "поведении" подобных объектов можно говорить лишь условно, метафорически.
Особый подход к интерпретации поведения наблюдается в бихевиоризме, который рассматривает поведение как совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды.
Поскольку живые организмы разнообразны, то и поведение их весьма различно. В целом, различая поведение на биологическом, психологическом и социальном уровнях, в каждом из них выделяют несколько видов поведения.
С учетом специфики предмета социологии рассмотрим содержание социального поведения и его разновидностей. Выясняя специфику социального поведения, отметим, что речь идет о внешнем проявлении деятельности, в которой обнаруживается конкретная позиция, установка человека, групп, слоев и общностей людей. Это — форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значительным объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуется внутреннее побуждение человека. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения выступают диспозиции, т. е. предрасположенность к определенному восприятию личностью, группой, слоем условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Эта предрасположенность может выражаться как в положительных, так и в отрицательных (негативных) реакциях, поступках.
Различают четыре уровня социального поведения. Первый уровень связан с поведенческими актами, с реакцией субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Второй уровень образуют привычные действия и поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Третий уровень представлен целенаправленной последовательностью поступков или социальных действий в той или иной сфере жизнедеятельности. В этом случае субъект (индивид, группа, организация, слой) стремится реализовать существенно более отдаленные цели, достижение которых возможно обеспечить только системой поступков. Четвертый уровень связан с Реализацией жизненных целей. Изучая все уровни социального ведения, социология особое значение придает третьему и четвертому как наиболее важным в поведении личности, слоя, группы общности.
Характеризуя
особенности социального
Это можно видеть в групповом поведении, когда проявляются такие своеобразные феномены, как подражание, эмоциональное "заражение", сопереживание (эмпатия), подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство. В реальном социальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Причем действие неосознаваемых психических факторов наиболее отчетливо проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в бурных, кратковременных эмоциях (аффектах).
Необходимо отметить еще один важный момент. Выделяя социальное поведение, подчеркивая его специфику в отличие от биологического и психологического поведения живых организмов, мы должны иметь в виду: социальное поведение в данном случае относится ко всей общественной, социальной жизни, сопряжено с понятием преимущественно "общественное", а не "социальное" в узком или, собственном смысле слова.
Отсюда вытекает
классификация социального
Чаще всего она связана с выделением тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе, тех или иных общественных процессов и явлений.
Рассмотрим кратко выделяемые в литературе виды поведение.
Демографическое поведение интерпретируется как предполагающееся действие индивида, а также супругов, семьи, отдельных групп населения и т. д. в вопросах, касающихся демографических процессов: рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брачности и разводимости.
Демографическое поведение включает в себя ряд форм поведения: репродуктивное, самосохранительное, поведение в области брачности и разводимости и миграционное.
Репродуктивное поведение представляет собой такую систему действий, которая направлена на рождение определенного числа детей или на отказ от их рождения.
Самосохранительное поведение означает систему действии, целью которых является сохранение здоровья, продолжение жизни.
Поведение в
области брачности и
Социализация приобретает свою целостность при достижении личностью социальной и нравственной зрелости. В этом случае человек обретает интегральный социальный статус. Однако в процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами. К ним относятся: преступники из молодежной среды, убийцы, отшельники, грешники, святые, гении, художники-новаторы и т.д.
Девиантное (отклоняющееся) поведение (от позднелатинского deviatio - отклонение) в специальной литературе трактуется в двух значениях. Во-первых, как поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается преимущественно психологией, логикой, психиатрией. Во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установлений или фактически сложившимся нормам. Во втором значении девиантное поведение является предметом социологии, философии, политологии, социальной работы, юридических и др. научных дисциплин. Следовательно, в обоих случаях речь идет об отклонениях от принятых норм на том или ином этапе развития общества, той или иной страны, которые допускают либо отдельные личности, либо группы (слои) как носители определенных социальных явлений.
Девиантность определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь.
Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социально полезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.
В нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.
Групповые отклонения
рассматриваются как
Становление личности девианта проходит два этапа:
• первичное отклонение, когда поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы, и они представляют собой результат лишь отдельных проявлений отрицательных акцентуаций характера индивида; в данном случае совершаемые индивидом отклонения вполне терпимы и еще не называются девиантными;
• вторичное
отклонение, когда индивид совершает
уже существенные отклонения от принятых
в данной группе норм и его действия
квалифицируются как
Совершивший первичное отклонение индивид продолжает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занимает тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но ситуация резко меняется, когда индивид получает ярлык девианта. Многие социальные связи сразу прерываются, престиж и статус падают, возможна даже изоляция от социальной группы. Такой человек может быть отстранен от любимой работы, профессии. Другими словами, вторичные отклонения, как правило, изменяет весь жизненный сценарий человека. Могут создаваться условия для повторения акта отклоняющегося поведения. Индивид становится уязвимым, другие девианты начинают использовать факт индивидуального отклонения, отдаляя все более и более человека, попавшего в беду, от общества и прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. В то же время к человеку начинают применяться более жесткие меры социального контроля,
В любом обществе, или на различных этапах его исторического развития вырабатываются свои критерии оценки поведения сограждан или групп людей. Одни отклонения могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается святым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девианты. При этом акцепты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или ученые.
Для отдельных статусов и ролей существуют свои оценки со стороны, а для других - другие оценки. Например, такое свойство личности, как «сверхинтеллектуальность», не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спортсмена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой. Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердый мужской характер, волевая личность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.
Личностные качества и свойства способствуют возвышению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, художника или ученого.
Общественное мнение выработало множество традиционных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть отрешенным от окружающих, несколько странным, эрудированным и оригинальным; артист должен обладать фантазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но создаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.
Личностные качества - это важный фактор достижения превосходства, а зачастую даже самый важный. Неслучайно многие великие люди обладали теми или иными выдающимися личностными качествами. Безусловно, что не только социальная поддержка, но и высокие мотивы движут великими делами людей. Мотивы — это побуждения к совершению поведенческого акта, действия. За любым действием скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.