Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:01, реферат
Этика протестантизма, как показал немецкий социолог Макс Вебер, легла в основу капиталистического отношения к труду как к призванию человека. Любопытно отметить, что сам термин «индустриальный», переводимый как «промышленный», означает по-латыни «трудолюбивый». Человек «предопределен» Богом к вечной жизни, либо к вечной смерти и кальвинистское направление протестантизма полагает, что избранность определяется не по характеру мирских поступков, а по их результатам. Успех, приносящий власть — единственный критерий избранности человека и эффективности функционирования общества
Введение 3
Понятие и классификация девиантного поведения 5
Характеристика форм и видов девиантного поведения 8
Причины девиантного поведения 10
Отношения социального контроля 13
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения 17
Список литературы 20
Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п.
Способы реализации социального контроля в группе, общности, обществе следующие:
социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек, предпочтений и желаний;
социальный контроль через групповое давление, когда человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле (самоконтроле), так как на поведение индивида накладывает отпечаток включенность его в социокультурную среду, систему отношений институциональных норм группы или общности.
Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления.
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые бы способствовали ограничению и даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В последние
годы в России проблеме отклоняющегося
поведения уделялось
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.
Все они (экономические, политические, институты в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля поведения людей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд, семья, образование, культура.
Все эти институты как устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей самым непосредственным образом сказываются на поведении людей, особенно молодого поколения.
На самом деле, разве, например, устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какая реакция общества на это поведение, ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение других и т. д.) – не сказываются на взаимоотношениях между людьми, на разных слоях населения, в том числе на детях.
Надо также
отметить, что различные социальные
институты по-разному
Среди этих институтов в последние годы особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994 г. территориальных центров социальной помощи семье и детям было 92, то по состоянию на середину 90-х гг. - около 250; соответственно - социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних - 60 и 70; центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 25 и 28; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченными возможностями - 94 и 177; социальных приютов для детей и подростков - 177 и 340; центров психологической помощи населению - 86 и 112; центров экстренной психологической помощи по телефону - 78 и 92; других Учреждений - 158 и 190. Предусматривается значительный рост учреждений и их наполняемость к 2000-2005 гг.
Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей, этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:
Необходимо обратить особое внимание еще на два важных фактора, способных значительно снизить девиантность в стране. В качестве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными отклоняющегося поведения должны стать такие социально комические преобразования, которые бы обеспечили всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно, ибо, в конечном счете, сознание и объедение людей зависит от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.
Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации.
Естественно, что каждый вид, каждая форма, девиантного поведения обусловливает, с одной стороны, специфику реализации общих мер борьбы с девиантным поведением, с другой - применение специальных мер, ориентированных именно на данный вид отклонения.
В заключение - коротко о возможностях социологии в решении рассматриваемых проблем. Прежде всего эта роль может состоять в изучении данной проблемы, теоретическом обобщении явлений и процессов, связанных с ней, в получении эмпирической информации, которая бы позволила сделать соответствующие выводы, сформулировать предложения и рекомендации по преодолению и смягчению форм и видов девиантного поведения..