Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:01, реферат
Этика протестантизма, как показал немецкий социолог Макс Вебер, легла в основу капиталистического отношения к труду как к призванию человека. Любопытно отметить, что сам термин «индустриальный», переводимый как «промышленный», означает по-латыни «трудолюбивый». Человек «предопределен» Богом к вечной жизни, либо к вечной смерти и кальвинистское направление протестантизма полагает, что избранность определяется не по характеру мирских поступков, а по их результатам. Успех, приносящий власть — единственный критерий избранности человека и эффективности функционирования общества
Введение 3
Понятие и классификация девиантного поведения 5
Характеристика форм и видов девиантного поведения 8
Причины девиантного поведения 10
Отношения социального контроля 13
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения 17
Список литературы 20
Существует точка зрения, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти над людьми в результате одиночества, испытанного им в детстве. Непривлекательные внешние данные и отсутствие внимания и оценки со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III. Николло Паганини постоянно стремился к признанию и славе в результате испытанной им в детстве нищеты и незаслуженных обид со стороны родителей и сверстников. Известно, что агрессивность у человека часто проявляется из-за сверхстрогости родителей. Таким образом, чувство беззащитности, замкнутости, возмущения или враждебности помогает иногда найти выход в индивидуальных усилиях, направленных на личностные достижения.
Необходимо заметить, что отклонения в других исторических условиях (или в иных странах, регионах) могут стать нормой, принятой обществом в моральном и правовом аспектах. Например, при смене одного общественного строя другим, при кардинальных изменениях в обществе и т. д. Вот конкретные примеры этого. В 1919 г. в США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. были открыты бары. В России в 1933 г. были запрещены аборты, а в 1955 г. вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, а в некоторых - разрешено. В большинстве стран ныне существуют моногамные браки, а в некоторых - полигамные.
Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этого может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях.
Механизм превращения девиаций в норму (или наоборот) лежит в основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера.
Социальные отклонения (девиации) можно выделить по ряду оснований: 1) в зависимости от типа нарушений нормы (право, Мораль, этикет и т. д.); 2) по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретретиские, т. е. связанные с отрицанием цели и средств); 3) по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.
В рамках указанных групп надо различать также отклонения, совершаемые детьми, людьми в зрелом и пожилом возрасте.
Одним словом, формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны. Среди них наиболее опасными, наносящими вред человеку, группам, обществу, являются: насилие, наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, пристрастие к азартным играм, проституция, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний правонарушения, самоубийства. Видами девиантного (отклоняющегося) поведения являются также социальный паразитизм, бюрократизм, отклонения в сфере морали.
Охарактеризуем кратко содержание каждой из названных форм девиантного поведения. Отметим предварительно также, что, имея собственное содержание, так или иначе форма (вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими, пересекается с ними.
Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевание прав и привилегий, достижения других целей.
Физическое насилие означает преднамеренное нанесение физических повреждений жертве.
Психическое насилие можно определить как длительное или постоянное психическое воздействие насильника (агрессора, другого субъекта) на жертву, приводящее к психологическим срывам, формированию у жертвы патологических черт характера или тормозящее развитие личности.
Сексуальное насилие интерпретируют как вовлечение жертвы в сексуальные действия (без ее согласия) с целью получения удовлетворения или выгоды со стороны насильника.
Эмоциональное насилие тесно связано с психическим означает принуждение, вызывающее душевные переживания.
Различают несколько видов насилия.
Садизм (описан французским писателем де Садом) — это насилие, направленное на кого-то. Он выражается, во-первых, в половом извращении, при котором для достижения удовлетворения человек причиняет партнеру боль, страдания. Во-вторых, садизм означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями.
Другим видом насилия является мазохизм как насилие, направленное на себя. Проявляется в двух формах: 1) полового извращения (описан австрийском романистом Л. Захер-Мазохом), при котором удовлетворение достигается лишь при условии, если партнер причиняет физическую боль; 2) самобичевания, причинения себе страданий.
В качестве крайней формы проявления насилия по отношению к себе рассматривают самоубийство.
Насилие является одной из форм проявления агрессии. Она представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда другому человеку, группе и т. д., в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям.
Различают два основных вида агрессии: реактивную, проявляющуюся в форме гнева, ненависти, враждебности (экспрессивная, импульсивная и аффективная агрессия), и инструментальную, т. е. направленную, заранее спланированную.
Готовность субъекта к агрессивному поведению называют агрессивностью.
Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутри личностных конфликтов. В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю агрессию (аутоагрессию). В первом случае чаще всего агрессию интерпретируют как незаконное с точки зрения Устава ООН и международного Права применение вооруженной силы одним государством (группой государств) против другого (других), нарушающее его (их) суверенитет, территориальную целостность, мешающее политикой независимости. Однако, как показано выше, только к такому толкованию не сводится понятие агрессии как формы появления насилия.
Преступность - это наиболее
опасная форма девиантного
Различают разные формы преступности; по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета - общегосударственную и общеуголовную преступность: насильственную, корыстно-насильственную (грабежи, разбои); по формам вины - умышленные и неосторожные преступления; по субъектам — преступность несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин, первичную и рецидивную.
Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, однако не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами административного гражданского, трудового и другими отраслями права.
Преступность является актуальнейшей, кричащей проблемой современного российского общества.
Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).
Наиболее аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации.
Девиантность как негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права, как норма нравственного зла имела и имеет место в любом обществе. Однако степень девиантности, число девиантных групп и лиц определяется степенью развития общества, экономики, культуры, политики, состоянием морали, социальной защищенностью людей, созданием нормальных (или ненормальных) условий. Для их жизнедеятельности, степенью социальной стабильности конкретного общества. Девиантность усиливается особенно в переломные эпохи, социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, революций, кризисных процессов и т. д.). Россия, находясь уже несколько лет в условиях системного кризиса, наглядно демонстрирует справедливость этого тезиса.
Конкретные причины девиантного поведения весьма многочисленны. Некоторые исследователи называют более двух сотен этих факторов, которые обусловливают отклоняющееся поведение людей. Их можно и нужно классифицировать, выделяя наиболее важные из них. Есть смысл выделить следующие факторы: 1) общий уровень развития общества (нормальное, кризисное т. д.); 2) непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка); 3) наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная); 4) обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальная активность человека; 5) действенность социальных институтов общества.
Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.
Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения.
Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.
По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.
Т. Парсонс
описывает состояние аномии, при
котором подавляющее число
Э. Мертоп отмечает, что аномия является результатом не свободы выбора, а невозможности множества индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит основную причину трудностей в дисбалансе между культурными целями и легальными (инструментальными средствами), с помощью которых эти цели реализуются. Например, в то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Социальное неравенство, которое существует в обществе, является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства достижения цели, то есть отклонятся от культурных общепринятых норм и ценностей. Когда человек не может достигнуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к нелегальным средствам (обману, подлогу или воровству), не одобряемым обществом.
Эти причины,
факторы можно
Так, причинами наркомании и токсикомании могут быть (и являются), кроме прочих: давление группы, неблагоприятные условия первичной социализации, отрицательное влияние ближайшего окружения, наличие традиционных форм употребления наркотиков в производящих их регионах и т. д.
К причинам существования проституции, кроме социально-экономических, можно отнести морально-этические, физиологические (высокие потребности женщин, обладающих сильным либидо), асоциальная окружающая среда (рэкетиры, сутенеры, содержатели "малин" и прочие уголовные элементы), дефекты половой социализации в семье, инерция раннего сексуального опыта.