Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:01, реферат
Этика протестантизма, как показал немецкий социолог Макс Вебер, легла в основу капиталистического отношения к труду как к призванию человека. Любопытно отметить, что сам термин «индустриальный», переводимый как «промышленный», означает по-латыни «трудолюбивый». Человек «предопределен» Богом к вечной жизни, либо к вечной смерти и кальвинистское направление протестантизма полагает, что избранность определяется не по характеру мирских поступков, а по их результатам. Успех, приносящий власть — единственный критерий избранности человека и эффективности функционирования общества
Введение 3
Понятие и классификация девиантного поведения 5
Характеристика форм и видов девиантного поведения 8
Причины девиантного поведения 10
Отношения социального контроля 13
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения 17
Список литературы 20
Самоубийства порождаются психическими отклонениями, душевными болезнями, бедностью, денежными потерями, потерей места работы и другими факторами материального характера, семейными неприятностями, стыдом и страхом наказания, несчастной любовью и т. д.
Агрессия и насилие могут иметь в своей основе социальное неравенство, материальное неблагополучие, нарушение психики, морально-этическую деградацию и падение нравов, способ самоутверждения и др.
Причинами сексуальных девиаций являются неврозы как следствие нарушения половой жизни, недоразвития и уродства строения половых органов, нервно-психические отклонения, пропагандируемые сексуальные свободы и т. д.
Весьма разнообразны причины пьянства и алкоголизм. Среди них: мало обеспеченность, низкий уровень жизни и другие социальные факторы; биологические, наследственные; обычай потреблять алкоголь в определенном обществе, среде, у отдельных социально-этнических общностей; влияние телевидения и кино, доступность алкогольных напитков; душевное потрясение и неприятности на работе; воздействие окружающей среды и др.
Причинами правонарушений могут быть экономическое неблагополучие, отсутствие жилья, безработица и др. факторы социальной жизни; расовые, национальные предрассудки, дискриминация национальных меньшинств, нарушения психики и т.д. Важно также указать на мотивы совершаемых преступлений. Чаще всего это месть, обусловленная конфликтами в быту, завистью, несовместимостью, хулиганскими побуждениями, аморальным и противоправным поведением потерпевшего. Среди других мотивов — ревность, корыстные побуждения, насильственная мотивация (потребность самоутвердиться, стадное чувство ложно понятого долга перед своей компанией, группой). Недостатки в воспитании, желание помочь родственникам, своим друзьям и знакомым.
Социальный паразитизм и отклонения в сфере морали порождаются целым комплексом факторов, в числе которых и изменения общественных устоев, и низкая духовная культура общества и отдельных слоев, и отсутствие должного социального контроля в обществе и др.
Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах девиантного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действий и социально наказуемые.
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, то необходим социальный контроль.
Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля.
Власть - форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения: публичном, или ассоциативном, объединяющим общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.
На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется и распределяется в учреждениях и должностях, иерархиях правящих сил органов власти, лидеров, работников системы управления. Чем более выражен процесс институционализации власти, тем более развиты формы социального контроля: учреждения, ведомства, организации и печатная продукция власти - регламентирующие документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы.
Социальные нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требования, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, конструкты, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упорядочивания, поддержания процессов функционирования общества, общностей, социальных групп и индивидов.
Социальные нормы вырабатываются с учетом:
социальной структуры общества и содержания общественных отношений;
интересов, представлений, стереотипов восприятия групп и организаций о должностном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном или неприемлемом и т.д.
Нормы-предписания, требования, пожелания и ожидания различаются сферой охвата.
Первая сфера - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах непосредственного межличностного общения людей. Интересно в этом отношении привести следующий пример. Американский социолог Элтон Мэйо, проводивший социологический эксперимент, обнаружил при работе с документами нормы, которые применяли к новым работникам организации:
не веди себя со «своими» официально;
не говори начальству то, что может навредить членам группы;
не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
не изготавливай изделий больше, чем другие участники организации.
Вторая сфера - это нормы, которые возникают и функционируют в больших группах - общностях. Это обычаи, традиции, нравы, законы права, этика общения и культура поведения. Любой социальной группе присущи свои традиции, обычаи, манеры, этикет. Например, существуют светский этикет, манеры поведения молодежи, общенациональные традиции и нравы.
Расположение социальных норм в нарастающем порядке применения санкций и наказаний можно представить так: привычки, обычаи, манеры, законы, табу. Мягче всего наказываются отдельные виды групповых привычек, например, семейные; строже всего караются грубые нарушения правовых законов и табу.
Дезинтеграция общества в переходные периоды приводит к разбалансированию системы социальных норм.
Нормы - это прежде всего обязанности одного человека по отношению к другому или к другим; они формируют систему социальных отношений в группе и обществе в целом;
нормы - это еще и ожидания: от индивида, выполняющего ту или иную роль в соответствии с нормой, другие люди ждут вполне однозначного поведения и отношения.
Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу, передвигаются по левой, возникает организованное взаимодействие. При нарушении этого правила возникают столкновения и беспорядочное движение. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он невозможен, если партнеры не соблюдают общепринятые нормы, правила и законы. Следовательно, нормы формируют динамику социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценки и средства достижения цели.
Как мы видим, нормы - это стражи порядка и хранители социальных, духовных ценностей общества. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и целостности.
Проводя различия между нормами и ценностями, можно сказать, что нормы - это правила поведения, а ценности - это абстрактные понятия, наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, прекрасном и безобразном и т.д. Ценности являются эталоном для человека. Без системы ценностей не может существовать ни одно общество. А человек? Он может выбирать - следовать этим ценностям или другим. Ценности принадлежат социальной группе или обществу; ценностные ориентации - индивиду.
Различие прав и обязанностей, регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что первые свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; вторые говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека. Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены.
Правовое регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться па отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий; вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени.
Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, по и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Санкции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами потому, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля.
Можно выделить четыре типа санкций:
формальные (позитивные санкции) - публичное одобрение со стороны официальных организаций - правительства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений;
неформальные (позитивные санкции) – публичное одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава, почет;
формальные (негативные санкции) - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами;
неформальные (негативные санкции) - порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба.
Таким образом:
• социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.
• санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля.
Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно и социальный контроль, по если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан.
В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии; при неразвитом - авторитарного режима. Сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций в обществе.