Девиантное поведение молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Современный подросток живет  в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу  «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими  наше общество, что вызывает у детей  чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения  оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время  в нашем обществе, обусловливает  рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется  на рубеже перехода ребенка из детства  во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно  развивается чувство протеста, часто  неосознанного, и вместе с тем  растет их индивидуализация, которая  при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Таким образом, на сегодняшний  день в нашем обществе имеется  серьезный дефицит позитивного  воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая  затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст  является одним из самых сложных  периодов в онтогенезе человека. В  этот период происходит не только перестройка  ранее сложившихся психологических  структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок.

Многоплановое психологическое  исследование этой проблемы в отечественной  психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение  в ряде работ.

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально-важные качества учителя и их взаимосвязь.

Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

Задачи исследования:

1.         Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».

2.         Охарактеризовать понятие девиантного поведения.

3.         Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

4.         Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

 

Гипотеза исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности "трудных" и "нетрудных" школьников и их учителей позволит выявить психологические причины трудного поведения, неуспеваемости.

А также если с подростками  проводить систематическую профилактическую работу по правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет меньше.

 

Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема  

 

1.1 Понятие девиантного поведения  

 

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные  термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

По другой классификации, все нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное поведение.

К социальным отклонениям  корыстной направленности относят  правонарушения и проступки, связанные  со стремлением незаконным путем  получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной  ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и  агрессивного типа могут носить как  вербальный (оскорбление словом), так  и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении  от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким  рода проявлениям можно отнести  уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических  средств, погружающих в мир искусственных  иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной  позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение  как у нас в стране, так и  за рубежом получила такая форма  социально-пассивных отклонений, как  употребление наркотиков и токсических  средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики  и организма. Такое поведение  получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение  является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений  процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от природы  и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы психосоциальной  дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового возраста.

Подростковый возраст  весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка  и ведет к различным, и, как  правило, временным проявлениям  дезадаптации.

Временные формы психосоциальной  дезадаптации могут также быть вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями  и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы  на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них  небезразлично общественное мнение окружающих.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система  ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение  к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. 

Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей  и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая часть людей с  отклоняющимся поведением сохраняет  представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться  этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

Заметную роль в мотивации  трудных подростков играют чувства  и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.  

 

1.2 Причины и последствия  девиантного поведения подростков 

 

Поведение некоторых детей  и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением  от принятых нравственных, а в некоторых  случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Оценивая свое тело, подросток  констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и  делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это  преломление в сознании собственных  способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию  движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.

Информация о работе Девиантное поведение молодёжи