Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
Основное отличие
В то же время коррекция
может быть составной частью учебно-воспитательного
процесса и выступать как целостное
педагогическое явление, направленное
на изменение формирующейся
В рамках единого педагогического
процесса коррекция выступает как
совокупность коррекционно-воспитательной
и коррекционно-развивающей
Коррекционно-воспитательная
деятельность охватывает всю совокупность
мер педагогического
Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].
Таким образом, «образовательно-коррекционная
деятельность в ходе учебно-воспитательного
процесса представляет собой единый
процесс эмоционального, оперативного
и содержательного свойства, что
даёт возможность корректировать не
только внешнюю сторону учебно-
Наряду с учебно-познавательной
деятельностью подростки с
Коррекционная направленность
внеурочной воспитательной работы состоит
в том, что педагогически запущенным
и трудновоспитуемым подросткам
предоставляется возможность
Внеурочная воспитательная
деятельность (в отличие от учебно-познавательной)
предоставляет возможность
Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [6, стр. 169].
- метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);
- метод перестройки
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентировки самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования отрицательного поведения;
- метод перестройки жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения
отрицательного и
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной перспективы.
А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [6, стр. 77].
Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.
2.2 Коррекционная программа
Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.
Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.
Задачи:
1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Принципы организации работы в группе
1. Недирективность позиции ведущего группы.
2. Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.
3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.
4. Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.
5. Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.
6. Принцип «обратной связи».
7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).
8. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).
9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).
10.Принцип доверительности.
11.Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).
12.Принцип «Стоп!» (даёт
право члену группы не
Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.
1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
Основные:
2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.
А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].
Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.
После того, как опыт «взорван»,
изменены формы поведения, появляется
возможность обратиться к личности
подростка, его самосознанию, самооценке,
и через стимуляцию самовоспитания
к самосовершенствованию
4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.
Основные этапы организации работы:
1. Предварительный этап:
- ознакомление с запросом
учителя, родителя на
- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной диагностики:
- диагностика по методикам
ПДО, СОП, проективная
3. Этап коррекции типового плана и содержания работы.
4. Этап реализации коррекционно-
- беседы;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- упражнения по саморегуляции;
5. Заключительный этап:
- итоговая диагностика подростков;
- выработка рекомендаций педагогам школы и родителям;
- индивидуальное
- индивидуальная работа с родителями;
- выступление психолога на педсовете школы;
- подведение итогов, выделение
задач психолого-
Структура тренингового занятия [24, стр. 23]
Каждое занятие имеет 3 этапа.
Первый этап – разминка 10 минут.
Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.
Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.
Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.
Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Третий этап – заключительный – 10-15 минут.
Цель последнего этапа: подведение итогов работы.