Девиантное поведение молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их «переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

В то же время коррекция  может быть составной частью учебно-воспитательного  процесса и выступать как целостное  педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты  педагогического воздействия более  подробно.

В рамках единого педагогического  процесса коррекция выступает как  совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия  на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как  на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так  и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его  интересов и склонностей. Следует  отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим  видом деятельности у абсолютного  большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствует  статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].

Таким образом, «образовательно-коррекционная  деятельность в ходе учебно-воспитательного  процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что  даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в  школе в частности».

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит  в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить  свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить  самого себя и быть оцененным другими  в ходе участия во внеклассной  работе, наконец, попытаться найти оптимальный  вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку  не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что  участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует  основы культуры поведения, а также  является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия  в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [6, стр. 169].

- метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);

- метод перестройки мотивационной  сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

- метод перестройки жизненного  опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

- метод предупреждения  отрицательного и стимулирования  положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [6, стр. 77].

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

 

2.2 Коррекционная программа  

 

Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.

Задачи:

1.   Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.

2.   Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.

3.   Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.

4.   Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

5.   Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

6.   Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.

7.   Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.

8.   Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Принципы организации  работы в группе

1.   Недирективность позиции ведущего группы.

2.   Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.

3.   Принцип доверительного стиля и искренности в общении.

4.   Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.

5.   Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.

6.   Принцип «обратной связи».

7.   Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).

8.   Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).

9.   Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).

10.Принцип доверительности.

11.Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в  группе за её пределами).

12.Принцип «Стоп!» (даёт  право члену группы не отвечать  на какой-либо вопрос или не  участвовать в работе).

Предлагаемая программа  предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.

1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

Основные:

2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.

А.С. Макаренко в своей  работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность»  сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений  между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным  методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].

Изменившееся отношение  у подростка нужно закрепить  в поведении. На это направлен:

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление с запросом  учителя, родителя на реабилитационную  и абилитационную работу;

- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

2. Этап первичной диагностики:

- диагностика по методикам  ПДО, СОП, проективная методика  «Несуществующее животное»;

3. Этап коррекции типового  плана и содержания работы.

4. Этап реализации коррекционно-развивающих  мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные  тренинги;

- упражнения по саморегуляции;

5. Заключительный этап:

- итоговая диагностика  подростков;

- выработка рекомендаций  педагогам школы и родителям;

- индивидуальное консультирование  подростков по их запросу;

- индивидуальная работа  с родителями;

- выступление психолога  на педсовете школы;

- подведение итогов, выделение  задач психолого-педагогического  сопровождения проблемных школьников.

Структура тренингового занятия [24, стр. 23]

Каждое занятие имеет 3 этапа.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия  направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая  часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Информация о работе Девиантное поведение молодёжи