Девиантное поведение молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного  на занятии, закрепление позитивного  состояния и ритуал прощания. Получение  домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий  от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз  в неделю.

Общее в организации занятий

Из-за необходимости адаптации  тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие  имело логически завершённую  структуру. Это даёт возможность  делать значительные перерывы между  встречами.

Каждая встреча, кроме  первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они  отдохнули, что интересного произошло  в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет  цель данной встречи и переходит  к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время  на рефлексию (высказывание участниками  своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше  всего упражнением на эмоциональное  единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную  экспресс-диагностику, о состоянии  участников в данный момент, удовлетворённость  происходящим на занятии.

Во время занятия, с  целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется  использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором  описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения  тех или иных переживаний, реакций  на происходящее. Кроме того, в конце  занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое  направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы.

Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились  опытным психологом (тренером), который  сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.

В ходе проведения занятий  ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.

Оговаривается и периодичность  дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости  оказания материальной помощи: выделение  помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

 

Заключение 

 

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место  в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального  уровня и социальной защищенности российских граждан.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия  и уважения разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны  людям и всему обществу. Хочется  обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное  не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в  достижении своих жизненных целей  будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью  собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к  людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и педагогами - все  это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем  осторожно относиться к своим  и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

 

Список использованной литературы

1.         Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

2.         Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.

3.         Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

4.         Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

5.         Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

6.         Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

7.         Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.

8.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.

9.         Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

10.      Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

11.      Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

12.      Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

13.      Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

14.      Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.

15.      Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 1988.

16.      Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.

17.      Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

18.      Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.

19.      Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, с. 158.

20.      Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

21.      Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.

22.      Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.

23.      Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

24.      Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

25.      Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

26.      Шакурова Н.В. Методика и норма работы социального педагога. – М.,


Информация о работе Девиантное поведение молодёжи