Девиантное поведение молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

·     особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

·     сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

·     личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

·     счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые  отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

 

Глава II. Профилактика и коррекция  девиантного поведения подростков 

 

2.1 Основные подходы к  профилактике и коррекции девиантного поведения подростков

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке  психологии человека (в том числе  и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и  социальных ролей. И если для одних  преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны  к социальным и психологическим  стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается  резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости  их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

- наркомания (эпизодическое  и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составляет 10,2);

- сексуальные отклонения  – высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);

- противоправное поведение  - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.

Поэтому основной задачей  решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Личность подрастающего  человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его  среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

Л.С. Алексеева различает  следующие виды неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, педагогически  некомпетентная и асоциальные семьи.

Г.П. Бочкарёва считает, что есть:

1) семья с неблагополучной  эмоциональной атмосферой, где родители  не только равнодушны, но и  грубы к своим детям;

2) семья, где нет эмоциональных  контактов между её членами;

3) семья с нездоровой  нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье [18, стр. 56]

1) гиперопёка различных степеней;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая «кумира»  семьи;

4) ситуация, создающая «золушек»  в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

1) семьи с недостатком  воспитательных ресурсов;

2) конфликтные семьи;

3) нравственно неблагополучные  семьи;

4) педагогически некомпетентные  семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного  воспитательного воздействия на  ребёнка;

2)   высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3)   преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании  из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

На наш взгляд, важнейшая  роль в этом деле социализации и  предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.

Во-первых, в школе ребёнок  проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми  и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме.

Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются  принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.

В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи  и социальные педагоги) – это  специалисты не только в области  преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

В данной главе рассматриваются  основные определения и формы  психокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном процессе.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный  учёный-педагог В. П. Кащенко ещё  в 30-х годах разработал классификацию  методов коррекции. Он объединил  их в две группы: педагогические и психотерапевтические [13, стр. 207].

Педагогические методы:

1. Метод общественного  влияния (коррекция активно-волевых  дефектов, коррекция страхов, метод  игнорирования, метод культуры  здорового смеха, коррекция навязчивых  мыслей и действий, коррекция  бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через  труд.

4. Метод коррекции путём  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка социально-педагогической  и психологической проблемы.

2. Выдвижение гипотез  о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

5. Использование методов,  методик и технологий коррекционной  работы.

6. Разработка программы.

7. Осуществление этой  программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

В зарубежной и отечественной  науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с  трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

- принцип системности  коррекционных, профилактических  и развивающих задач;

- единство диагностики  и коррекции, коррекции и развития;

- единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;

- принцип коррекции «сверху  вниз» (создание зоны ближайшего  развития);

- принцип коррекции «снизу  вверх» (тренировка уже имеющихся  способностей);

- деятельностный принцип осуществления коррекции;

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

- понимание и сочувствие;

- прагматизм психолого-педагогического  воздействия;

- своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки;

- принцип возрастания  сложности;

- учёт объёма и степени  разнообразия материала и др.

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [23, стр. 457].

По содержанию различают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений:

1) внутригрупповых взаимоотношений  (семейных, супружеских, коллективных);

2) детско-родительских отношений.

По форме работы различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

1) в закрытой естественной  группе (семья, класс);

2) в открытой группе  для участников со сходными  проблемами;

3) смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

По характеру управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;

- короткую (быструю) – несколько часов или дней;

- длительную – несколько месяцев;

- сверхдлительную – год или более.

По масштабу решаемых задач  различают психокоррекцию:

- общую (мероприятия общекоррекционного порядка);

- частную (набор психопедагогических воздействий, представляющие собой адаптированные для данного возраста психокоррекционные приемы и методы);

- специальную (комплекс приёмов, методик и организованных форм работы с участником или группой одного возраста, которые имеют схожие проблемы).

Далее можно выделить:

Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2.   Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3.   Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4.   Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Очевидно, что основой  работы с девиантными подростками должна стать программа, направленная на психологическую коррекцию девианта.

Что понимается под психологической  коррекцией?

«Коррекция» в переводе с  латинского языка – поправка, частичное  исправление или изменение (лат. correctio).

Психологическая коррекция  – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью  специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].

Информация о работе Девиантное поведение молодёжи