Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:43, курсовая работа
Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Досрочное пенсионное обеспечение работников, осуществляющих педагогическую деятельность………………………………………………6
1.1 Основные понятия и правовые регулирования назначения досрочной пенсии педагогическим работникам…………………………………..6
1.2 Условия назначения и стаж работы дающий право на досрочную
пенсию педагогическим работникам………………………………….9
1.3 Порядок подтверждения периодов работы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости…………………………..21
1.4 Размер пенсии работников, осуществляющих педагогическую деятельность………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………….
Курсовая работа по праву социального обеспечения
Тема: «Досрочные трудовые пенсии по старости работникам, осуществляющим педагогическую деятельность».
Челябинск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Досрочное пенсионное обеспечение работников,
осуществляющих педагогическую деятельность………………………………………………
пенсию педагогическим работникам………………………………….9
назначение трудовой пенсии по старости…………………………..21
1.4 Размер пенсии работников, осуществляющих педагогическую
деятельность………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….34
Введение.
Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования.
Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит, прежде всего, от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации, обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций.
Досрочное пенсионное обеспечение одна из важнейших социально-экономических задач, решаемых в Российской Федерации. Важность и значимость этой задачи обусловлены большим количеством граждан России, которых охватывает система досрочного пенсионного обеспечения, значительным объемом финансовых средств, направляемых на финансирование досрочных пенсий, а также чрезвычайно широким спектром условий труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Во-первых, досрочные трудовые пенсии по старости устанавливаются в связи с особыми условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью. Во-вторых, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено в связи с работой и проживанием в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В-третьих, такая пенсия назначается отдельным категориям граждан в связи с медико-биологическими факторами, характеризующими их личность.
С 1 января 2002 г. действует новый Федеральный закон от 17.12.2001 г. 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ.
Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется работникам образования исходя из презумпции утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительных эмоциональных, психических нагрузок на соответствующих работах в определенных учреждениях, т.е. выведена из-под действия общих правил и, по сути, носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Учитывая особенности
Объект исследования: досрочное пенсионное обеспечение работников образования в Российской Федерации.
Предмет исследования: теоретические и практические аспекты правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения работников образования.
Цель исследования: комплексный анализ особенностей становления, развития досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации; исследование правоотношений, возникающих в сфере досрочного пенсионного обеспечения; исследование правового положения досрочного пенсионного обеспечения работников образования.
Задачи исследования:
- исследовать историю развития
досрочного пенсионного
- определить понятие досрочной трудовой пенсии по старости и ее виды;
- проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение работников образования;
- исследовать круг лиц - работников образования, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости;
- исследовать условия
- провести анализ судебной
Теоретическую основу исследования составляет законодательство России, а также общетеоретические и специальные труды российских отечественных ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Л. Вульфа, В.П. Галаганова, И.В. Гейца, В.А. Долотова, М. Захарова, Э. Тучковой; работы современных российских правоведов, занимающихся разработкой теоретических положений законодательства о досрочном пенсионном обеспечении и практикой в области досрочного назначения трудовых пенсий по старости в РФ: Е. Азаровой, Е.Е. Мачульской, А.С. Назарова, А.Н. Пудова, Т.М. Савицкой, Л.И. Чижик, И.С. Цветковой.
Источниковедческую основу исследования составили законодательные акты и комментарии к ним: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., Постановления Конституционного Суда РФ, Определения Верховного Суда РФ, Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ, Постановления Правительства РФ, Минтруда РФ, письма Минтруда РФ и Пенсионного Фонда РФ.
В связи с проведением пенсионной реформы и для достижения поставленных перед нею задач - с января 2002 г. вступили в действие федеральные законы, определяющие ход, направление и исполнение этой реформы. Реализация пенсионной реформы стала осуществляться на основании целого пакета федеральных законов и подзаконных актов, которые действуют более пяти лет. Учитывая сложность правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения можно отметить, что в правовой литературе тема досрочного пенсионного обеспечения раскрыта недостаточно полно и представлена в основном статьями специалистов и практиков в периодической печати.
Правоприменительная практика
до сих пор не устоялась, она
не лишена спорных и
Данная работа представляет
собой попытку провести
ГЛАВА 1.
Досрочное пенсионное обеспечение работников, осуществляющих педагогическую деятельность.
1.1 Основные понятия и
правовые регулирования
Пе́нсия - регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые:
Досрочная трудовая пенсия – пенсия, которая назначается раньше установленных сроков.
Педагогические работники – люди, профессионально занимающиеся преподавательской и воспитательской работой.
Основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области пенсионного законодательства, является на сегодняшний день Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно данному Закону лица, работающие на основании трудового договора, за которых работодателем в установленном порядке уплачиваются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, в т. ч. и педагогические работники, имеют право на получение трудовой пенсии по старости. По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Закона). При этом трудовая пенсия назначается при наличии не менее пятилетнего периода работы, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
В целях реализации права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж и Правила исчисления периодов работы. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П право на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам может быть определено с учетом ранее действующих нормативных правовых актов — Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. № 340-1, в соответствии с которым могут применяться Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1167.
Основной документ, по которому в настоящее время назначаются трудовые пенсии, в том числе и досрочные трудовые пенсии, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Законодательство, действовавшее до 01.01.2002 (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») содержало аналогичные нормы. Досрочная трудовая пенсия педагогам называлась в то время трудовой пенсией за выслугу лет. Далее в своей работе я буду использовать определения, используемые в действующем законодательстве.
Определяющими документами являются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления этих периодов работы.
Список и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Кроме того, в отдельных случаях применяются нормативные документы Правительства РФ, действовавшие до принятия Постановления № 781, - это Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Ранее действовавшие документы могут использоваться при рассмотрении периодов работы, имевших место в период их действия. То есть при назначении трудовой пенсии одному гражданину возможно применение Постановления № 463 до 1 ноября 1999 г., Постановления № 1067 - в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. и Постановления № 781 - с 12 ноября 2002 г.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.