Досуг современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического
анализа молодежного досуга ................................................. 5
1.1 Современная ситуация в сфере досуга молодежи ...... 5
1.2 Специфика и содержание молодежного досуга ……….. 15
1.3 Функции и принципы досуга молодёжи ………………. 25
ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью …………….. 27
2.1 Досуговые предпочтения различных типов
молодых людей ……………………………………………… 27
2.2 Неорганизованные формы досуга …………………….. 29
2.3 Анализ предпочтений досуга у молодежи
г.Нижнекамска ……………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по Социологии Резеды.docx

— 95.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИЖНЕКАМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра

Менеджмента и туризма

Специальность

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Группа

702




 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Социология»

 

 

Уровень образования                                  специалист

Вид курсового проекта                               теоретико-практический

 

Тема: Досуг современной молодежи

 

 

 

 

Руководитель  ___________       Янковская В.И.

 

Студент   ___________        Казанцева Р.Г.

 

 

 

 

 

Нижнекамск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………     3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического

                  анализа молодежного досуга .................................................    5

            1.1  Современная ситуация в  сфере досуга молодежи ......     5

              1.2 Специфика и содержание молодежного досуга ………..    15

               1.3   Функции и принципы досуга молодёжи ……………….    25

ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью ……………..   27

                 2.1 Досуговые предпочтения различных  типов

      молодых людей ………………………………………………    27

      2.2  Неорганизованные  формы досуга ……………………..    29

              2.3  Анализ предпочтений досуга у молодежи

                г.Нижнекамска ………………………………………………    31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..    35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….     38

ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………..   40

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б ................................................................................     41

ПРИЛОЖЕНИЕ В ................................................................................     44

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.

Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.

Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека.

В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Степень разработанности проблемы. Тема курсового исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, а это требует, прежде всего, социологического осмысления процессов происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу.

Объект исследования − молодежь современной России как особая социокультурная группа.

Предметом исследования выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как специфической сферы жизнедеятельности современной российской молодежи.

Цель курсовой  работы. Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности, а также выявление интересов современной молодежи.

Задачи курсовой работы:

- определить как проводит досуг молодежь;

- изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности;

- выяснить, необходимо ли государству влиять на досуг;

- обозначить формы досуга молодежи;

- определить предпочтения  досуга у молодежи г.Нижнекамска.

Структура курсовой работы. Работа состоит из двух частей. Основная часть, где мы рассматриваем вопрос - играет ли роль досуг молодежи в формировании социально-активной личности. Практическая часть, в которой мы проведем исследование по этим вопросам. Основным методом исследования стало анкетирование. Объектом исследования была выбрана молодежь г. Нижнекамска.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга

    1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи

 

Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усилили потребность в диагностике быстро меняющейся ситуации. В этой связи весьма важным представляется изучение социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, усилившего свое влияние на процессы формирования личности молодого человека.

Прежде всего, необходимо развернуть представление об основных понятиях, исходя из которых, мы будем осуществлять анализ социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга. Ключевыми в данном случае являются термины «социокультурное» и «социокультурная ситуация».

Социокультурная среда оказывает воздействие на развитие и формирование личности, поскольку не только создает условия для удовлетворения досуговых потребностей, но и через ценностно-ориентационную составляющую влияет на их формирование. При этом она изменяется и сама - преобразуется под влиянием творческой активности человека.

 В этой связи необходимо  также рассмотреть появление  новых и изменение существовавших  ранее видов досуговой деятельности  молодежи, что и позволит проанализировать  взаимовлияние социокультурной  среды и деятельности молодежи  на досуге.

Итак, для раскрытия собственно социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга необходимо, с одной стороны, обратиться к его содержанию, к тем видам деятельности, которым молодые люди отдают предпочтение в часы досуга, с другой - описать состояние и характер деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.

Таким образом, невозможно отрицать естественности изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленных закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.

Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, мы предприняли попытку проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время.

 При этом общая логика  анализа существовавших ранее  видов досуговой деятельности  будет проходить по линии «старая  форма - новое содержание». Кроме  того, мы рассмотрим такие виды  досуговых практик, которые еще 10-15 лет назад не входили в структуру  досуга молодежи. Это поможет  увидеть масштабы происходящих  в этой сфере изменений.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов досуговой деятельности, необходимо сказать об общих тенденциях в структуре и содержании молодежного досуга. Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии.

 Так, наряду с обеднением  культурных потребностей прослеживается  тенденция к прагматизму, приоритет  же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен. Исследования, изучающие ценностные  ориентации молодежи, говорят о том, что творчество как ценность у молодых респондентов относится к числу «аутсайдерских».1

Часто молодежь не знает, чем это время занять. В чем причина? Их несколько, а главное - неумение и нежелание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем для нее источником жизненного опыта. Неумение его организовать приводит к тому, что «это время» организует среда, и тогда молодой человек подвержен ее влиянию, в том числе и негативному.

В начале 1990-х годов, с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционирующие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола -воспитание молодежи.

 В то же  время разрушается существовавшая  ранее система работы с молодежью  по всем направлениям: идеологическая  система, утраченная с уходом  партии и комсомола; система работы  по месту жительства; системы  трудового и физического воспитания; система временной занятости  учащейся молодежи; система трудоустройства. Одновременно была разрушена  и система организации досуга  молодежи, в которую стали проникать  различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных  ориентиров и преследующие только  интересы наживы. Это послужило  фундаментом для дальнейших изменений  в жизни российского общества.

Исследования, проводимые уже в начале прошлого десятилетия, ставившие своей целью описание портрета поколения 90-х годов, в целом свидетельствуют об отличии их жизненных идеалов от идеалов российской молодежи конца 80-х годов, что говорит о быстром изменении всей мотивационной сферы личности у молодого поколения.2

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более или менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет.

 Молодость - это, прежде всего, время  создания семьи и устройство  семейной жизни, время освоения  выработанной профессии, определения  отношения к общественной жизни  и к своей роли в ней. Молодости  свойствен оптимизм. Человек приступает  к реализации своего жизненного  замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели  и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

 Возникшие трудности не являются  камнем преткновения, сопутствующие  им сомнения и неуверенность  быстро проходят, активно ищутся  новые возможности достижения целей. Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

 Молодость выступает как  период принятия ответственных  решений, определяющих всю дальнейшую  жизнь человека: выбор профессии  и своего места в жизни, выбор  смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и  устойчивого образа своей личности, своего «Я».3

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения.

Информация о работе Досуг современной молодежи