Досуг современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического
анализа молодежного досуга ................................................. 5
1.1 Современная ситуация в сфере досуга молодежи ...... 5
1.2 Специфика и содержание молодежного досуга ……….. 15
1.3 Функции и принципы досуга молодёжи ………………. 25
ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью …………….. 27
2.1 Досуговые предпочтения различных типов
молодых людей ……………………………………………… 27
2.2 Неорганизованные формы досуга …………………….. 29
2.3 Анализ предпочтений досуга у молодежи
г.Нижнекамска ……………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по Социологии Резеды.docx

— 95.33 Кб (Скачать файл)

          б)  нет;                                                                                       28%

          в) денег недостаточно, чтобы провести свой досуг,

            так как хочется, но есть возможность отдохнуть,

           немного ограничивая себя;                                                    37%

          г) для моего досуга наличие денег не обязательно;              15%

Можно сделать вывод, что для современной молодежи деньги играют не последнюю роль для полноценного отдыха.

На следующий вопрос анкеты: «В какой обстановке проведение досуга доставляет Вам наибольшее удовольствие?» были даны следующие варианты ответов:

 

            а) в одиночестве;                                                                     24%             

            б) в обществе старших или в  кружках, секциях;                   25%

           в) в компании;                                                                          26%

            г) у компьютера или телевизора.                                           25% 

Можно сделать вывод о том, что половина опрошенных предпочитает проводить свой досуг в одиночестве, занимаясь просмотром телевизионных программ или сидя в социальных сетях Интернет.

На следующий вопрос анкеты: «Если Вы не ходите ни в какие кружки, то почему? мнения были таковы:

а) Мне это не нравится;                                                            15%

б) нет времени;                                                                          58%

в) да кому это надо.                                                                  25%

Мы делаем вывод, что современные кружки теряют свою актуальность.

На следующий вопрос анкеты: «Насколько хорошо Вы знаете компьютер и часто Вы его используете в    своей повседневной жизни?» ответы распределились следующим образом:

 а) плохо умею работать на компьютере и не использую его;         10%

 б) умею работать на достаточном для меня уровне и использую компьютер дома;                                                                                                    70%

 в)  увлекаюсь компьютером и стараюсь максимально его

 использовать.                                                                                      20%

 

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность современной молодежи имеет достаточно высокий уровень, т.е. компьютер занимает основную часть досуга молодежи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации.

На следующий вопрос анкеты: «Какое музыкальное направление Вы наибольше любите?»  респонденты ответили так:

           а)  классика;                                                                                15%                      

           б)  рок;                                                                                         25%

           в)  авторская песня, барды;                                                        10%

           г) поп;                                                                                          15%

           д)  танцевальная, синтетическая, клубная музыка;                   30%

           е)  вообще не слушаю музыку.                                                    5%

Делаем вывод, что современная молодежь предпочитает различные направления и стили музыки, внося разнообразие в свой досуг.

 На следующий вопрос  анкеты: «Как часто Вы занимаетесь  спортом?» ответы были таковы:

          а)  редко;                                                                                        45%

          б) два раза в неделю и чаще;                                                        35%

          в) иногда.                                                                                       20%

 

 

 Таким образом, мы видим, что занятия спортом не стоят на первых местах по предпочтительности.

На следующий вопрос анкеты: «Вы когда-нибудь употребляли спиртные напитки»? ответы распределились следующим образом:

а) да;                                                                                               82%

б) нет.                                                                                             18%

Это говорит о том, что алкоголь прочно вошел в досуг современной молодежи.

На следующий вопрос анкеты: «Относитесь ли Вы к какому либо  молодежному течению?» были даны следующие ответы:

         а)  да;                                                                                                24%                                                                         

         б)  нет.                                                                                              76%

Делаем вывод, что четверть опрошенных молодых людей принадлежат той или иной  молодежной субкультуре.

На вопрос: «Довольны ли Вы вашим стилем жизни, вашим отдыхом?» ответы распределились следующим образом:

           а)  да;                                                                                                 55%

           б)  нет и хочу свой стиль жизни изменить;                                      25%

           в)  затрудняюсь ответить;                                                                10%

           г)  над этим не задумывался и не хочу задумываться впредь.      10%

Мы видим, что больше половины молодых людей довольны своим стилем жизни, организацией и проведением досуга, но многие из молодых людей (четверть опрошенных) хотели что- то изменить и усовершенствовать.

 

Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и самой страны.

 Данные опроса  свидетельствует о том, что основная  масса современной молодежи предпочитает  развлечения чаще пассивные, реже  активные. Лишь незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Основные выводы по теме исследования:

1. Досуг выступает  в качестве структурного элемента  свободного времени, его содержание  наполнено деятельностью, позволяющей  не только преодолевать стрессы  и усталость, но и развивать  духовные и физические качества  исходя из социокультурных потребностей  личности. В то же время досуг  является относительно самостоятельной  сферой жизнедеятельности молодежи.

 Основной признак, отличающий время досуга от  свободного времени - это возможность  выбора видов деятельности исходя  из своих социокультурных интересов  и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться  временем досуга по своему  собственному усмотрению в соответствии  со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется  вариативностью структурно-функциональных  характеристик, различная совокупность  которых образует типы досуговой  деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий.

 Между ними  существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться  основным социальным функциям  досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития  личностных качеств. Выполнение  этих функций имеет первостепенное  значение в процессе создания  условий, необходимых для развития  и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного  положения молодежи преломляются  в ее досуге, который по сравнению  с досугом других возрастных  групп отличается разнообразием  и преобладанием активных и  развлекательных форм. Ослабление  влияния на становление молодежи  традиционных институтов социализации  в условиях реформ обусловило  возрастание роли досуга для  молодежи и, как следствие, увеличение  влияния его составляющих на  процесс становления личности  молодого поколения.

 В молодежной  среде происходит быстрая смена  главных жизненных ценностных  ориентации: раньше это были ценности  труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и  подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором  труд выступает средством обеспечения  досуга. В этих условиях сама  идентификация личности молодого  человека складывается под влиянием  досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации  досуговой сферы жизнедеятельности  российской молодежи обусловлен  как переменами в социокультурной  жизни страны, так и технологическими  и культурными изменениями, произошедшими  в условиях глобализации.

 Возникли качественно  новые виды досуга, характерными  чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная  направленность их содержания. Основные  виды досуга стали другими  не столько по форме, сколько  по содержанию (состав читаемой  литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

5. Роль досуга  как фактора формирования особой  молодежной субкультуры возрастает  вследствие снижения роли традиционных  институтов социализации и отсутствия  скоординированной государственной  политики в области молодежного  досуга. Формирование субкультур  процесс неизбежный, обусловленный  как дифференциацией и автономизацией  социальных институтов, так и  вовлечением личности в различные  социальные группы.

Результаты социологических исследований молодежных групп показывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

6. Реформирование  прежних структур управления  досугом актуализирует необходимость  разработки новой системы регулирования  молодежного досуга, адекватной  современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью  как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им  зависит общая удовлетворенность  жизнью молодого человека.

 Поэтому в  настоящее время регулирование  досуга молодежи следует направить  на формирование такого типа  досугового поведения, который, с  одной стороны, отвечал бы потребностям  общества в организации культурного  досуга, содействующего развитию  личности молодого человека, а  с другой - социокультурным потребностям  самой молодежи.23

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.− М.: Аспект пресс, 1998.− 137с.
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова.− М.: Просвещение, 1994.− 207с.
  3. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко.− Киев.: Высшая школа, 1988.− 53с.
  4. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М.:НИИ культуры, 1983.
  5. Грушин Б. С. Творческий потенциал свободного времени / Б.С. Грушин. – М.: Профиздат, 1980.
  6. Горбатова И.И. Деятельность клубов: Аналитический обзор / И.И. Горбатова, А.В. Каменец. − М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.− 35с.
  7. Демченко А. Возможности российского досуга  / А.Демченко.− М.: Клуб, 2002. № 7.
  8. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития / И.Е. Дискин. − М.: Экономика, 1990. − 107с.
  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие / Б.С. Ерасов.− М.: Аспект пресс, 1997.
  10. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. − М.: НГИК, 1994. − 32с.
  11. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: учебное пособие  / А.Д. Жарков. − М.: Просвещение, 1989.
  12. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре / С.Н. Иконникова.− М.: Лениздат, 1987. − 167с.
  13. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: учебное пособие / А.В. Каменец. − М.: МГУК, 1997. − 41 с.
  14. Кисилева Т.Г. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа. Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения / Т.Г.Кисилева, Ю.Д. Красильникова.−М.: Проспект, 1991.
  15. Кисилева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильникова.− М.: МГУК, 1995.
  16. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / Е.М. Клюско.− М.: НИИ культуры, 2000.
  17. Кулагин И.Ю., Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагин, В.Н. Колюцкий.− М.: ТЦ «Сфера»,2001.
  18. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности / Н.С. Мансуров. − М.: Просвещение, 1976.
  19. Мосалев Б.Г. Досуг / Б.Г. Мосалев. − М.: Изд-во МГУК, 2003.
  20. Новаторов В.Е. Организаторы досуга / В.Е. Новаторов.− М.: Сов. Россия, 1987.
  21. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие /З.А.Петрова.− М.: МГИК, 1990.
  22. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов / Российская газета. - 1997.
  23. Котельникова Н.В. Современная ситуация в сфере досуга молодежи [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.superinf.ru, свободный.(25.04.2013).

Информация о работе Досуг современной молодежи