Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:50, курсовая работа
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического
анализа молодежного досуга ................................................. 5
1.1 Современная ситуация в сфере досуга молодежи ...... 5
1.2 Специфика и содержание молодежного досуга ……….. 15
1.3 Функции и принципы досуга молодёжи ………………. 25
ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью …………….. 27
2.1 Досуговые предпочтения различных типов
молодых людей ……………………………………………… 27
2.2 Неорганизованные формы досуга …………………….. 29
2.3 Анализ предпочтений досуга у молодежи
г.Нижнекамска ……………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 38
Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры, то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры (именно они занимают верхнюю строку рейтинговой таблицы частоты посещения сайтов в нашей стране), ставшие, как и в целом, Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи. Однако психологи говорят о пагубном влиянии на психику человека чрезмерного увлечения «киберпространством».
Что касается собственно игр, то их негативное влияние, скорее всего, относится к тем из них, которые отрицательно воздействуют на психику и сознание увлеченного их содержанием молодого человека (игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении виртуальных противников с помощью всевозможных средств и методов и т.п.).
Вместе с тем, основываясь на их возможностях в моделировании реальных явлений, можно говорить и о воспитательном потенциале игр. Будет неверным не отметить их роль в расширении кругозора, стимулировании интереса. Как отмечают исследователи, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных.
Новые возможности создает компьютеризация и в сфере производства культуры, формирующая новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация, компьютерная живопись, компьютерная графика.
Рассмотренные выше формы применения компьютера в сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.
Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи - Интернетом.14
На молодежное сознание телевидение оказывает особое влияние. Тем не менее, адекватного замещения старого официального идеологизированного центрального ТВ новым, способным воспитывать молодежную аудиторию с учетом произошедших изменений в нашей стране за последние 10-15 лет, не состоялось.
Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в исследованиях. Лидирующее место по популярности (на 1998 год) занимали художественные фильмы, следом - молодежные музыкальные программы, далее - игры, программы для широкого круга зрителей (различные ток-шоу, информационные и пр. передачи).
Просветительских молодежных
программ практически не
Еще одним видом досуговой деятельности молодежи является чтение. Чтобы составить общую картину того, насколько современную молодежь можно считать читающей, необходимо отметить, что если еще недавно интерес к художественной литературе преобладал над интересом к другим видам искусства, то сегодня он уступает просмотру телепередач. В свое время недоступность широкой молодежной публике критического печатного слова вызвала появление «самиздата», сокращение тиражей привело к распространению книг на «черном рынке».
В настоящее время наблюдается обратная зависимость между многообразием и обилием книг, подписных изданий, периодической печати и количеством подписчиков и читателей. Большинство людей не могут позволить себе подписаться на ставшие дорогими газеты и журналы.
Кроме того, падение интереса к периодическим изданиям можно объяснить и другим фактором: газеты и журналы стали малоинтересными и узконаправленными по своему содержанию. В погоне за прибыльностью периодические издания стремятся к сенсационным материалам и, как показывает практика, часто непроверенным и малодостоверным. Сплетни и скандальная хроника «желтой» прессы приходит на смену информационно-аналитическим статьям и рубрикам.15
Еще одним средством, оказывающим большое влияние на формирование духовной культуры общества и воспитание молодого поколения, является кино. Здесь так же, как и в средствах массовой информации, в художественной форме создается идеальный образ-модель, который используется молодежью как образец для подражания и воплощения в реальной жизни.
Кино также является одним
из наиболее действенных
После того, как российский кинематограф оказался в стихии рынка, репертуар российских кинотеатров стал формироваться в основном за счет зарубежной кинопродукции, и, прежде всего, - американской. В условиях кинематографического кризиса российское киноискусство оказалось беззащитным перед лицом конкуренции со стороны зарубежной кино- и видеопродукции.
Несмотря на спад посещаемости, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего, на молодежь: герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов - все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально-чувственное отношение и стремление к развлекательности. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать молодежь, но и формировать ее культуру.
Процесс сокращения и «омоложения» киноаудитории начался давно, но до середины 80-х годов определялся в основном общесоциальными причинами, среди которых решающее значение имели распространение телевидения и «одомашнивание» досуга. На рубеже 80-90-х годов наряду с данными факторами, влияние которых не только не угасло, но и усилилось в условиях всеобъемлющего кризиса, остро дали себя знать глубокие перемены в самом кино.
В их числе: изменение структуры и характера кинорепертуара, рост цен на билеты, ухудшающееся качество обслуживания и криминогенная обстановка в кинотеатрах. Однако, из всех факторов наиболее заметное влияние на поведение зрителей оказала репертуарная политика.16
Поэтому угасание и в перспективе практическое исчезновение национальной кинематографии в условиях современной России - это не только серьезное экономическое упущение, но и утрата одного из самых мощных рычагов духовно-культурной работы с молодежью. Ситуация с кинематографом отражает те негативные процессы, которые на почве российской действительности последнего десятилетия грозят превратиться в катастрофу национального масштаба.
Теперь мы переходим к рассмотрению одной из самых популярных в среде молодежи форм досуга - дискотеке. В словаре С.И. Ожегова мы встречаем следующее определение: «Дискотека - специально оборудованный танцевальный зал, в котором проигрываются диски, прослушиваются музыкальные записи». Но такое простое, пусть и понятное описание одного из видов досуга молодежи, не раскрывает всего спектра составляющих современной дискотеки, поскольку за старым, и ранее существовавшим видом досуговой деятельности молодежи, скрывается содержание иного характера.
Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х - в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.
Задача танцевально-развлекательной дискотеки, сформулированная еще в монографии 1985-го года «как создание средствами дискотеки условий, способствующих отвлечению человека от обыденных проблем и забот, переключению его внимания на новые, свежие и яркие впечатления, поднятию его настроения», оказывается вполне актуальной и для современности.
В современных российских условиях, когда дискотека наряду с другими ночными клубами, кафе, барами и пр. является одной из сфер предпринимательской деятельности, цели которой - исключительно получение прибыли, то воспитательные, образовательные и прочие гуманистические цели уходят даже не на второй план, а исчезают вообще. В молодежной же среде подобные заведения пользуются растущим спросом, свидетельством чего является рост числа дискотек.
До того времени, как дискотеки стали одной из сфер приложения предпринимательской деятельности, т.е. перешли в частную собственность, организаторами танцевальных вечеров в городе выступали государственные учреждения - Дома культуры производственных предприятий, районных и городских исполнительных комитетов. Деятельность дискотек строго регламентировалась. В настоящее время, будучи предприятиями частного характера, дискотеки только формально находятся под властью муниципальных органов.
Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга: лекций, концертов, кружков.
Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечерами знакомств.
Наряду с другими ночными клубами, дискотеки становятся центрами ночной жизни современной городской молодежи. Для многих - не абсолютно спокойной и безопасной, поскольку нарастающая криминализация общества проникает и в область молодежного досуга. Поэтому вполне понятно, почему в условиях, когда наркомания и пьянство в представлении части молодежи уже являются нормой, дискотеки становятся местами распространения и употребления наркотиков.
Чтобы составить общее представление о современной дискотеке, нужно иметь в виду, что все они могут быть классифицированы, как минимум, по двум критериям. Среди них мы предлагаем рассматривать коммерческий критерий (или критерий материальных возможностей) и критерий музыкальных предпочтений (критерий музыкальной направленности дискотеки). Именно эти критерии влияют на формирование контингента молодежи, посещающей ту или иную дискотеку.
В любом случае дискотека требует определенных материальных затрат, поэтому критерий музыкальных предпочтений в классификации дискотек оказывается не единственным. Совокупность разных факторов в конечном итоге влияет на характер взаимоотношений, форм поведения и, как следствие, атмосферы дискотеки в целом.
Более глубокий анализ всех форм взаимоотношений, характеризующих специфику дискотечной формы досугового времяпрепровождения молодежи требует, безусловно, специального исследования, арсеналом которого на базе разных подходов могут стать различные методы социологического исследования. Мы же своей задачей ставили показать те изменения и нововведения, которые в целом характеризуют современную молодежную дискотеку.17
Кружки в культурно-досуговых учреждениях (КДУ). Кружок - творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование - так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки» количество технических кружков сократилось до минимума.
К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости - эстрадные, хореографические, кукольные, театральные - то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.18
Формулируя основные выводы, необходимо отметить следующее. Образ жизни современных российский подростков подвержен манипуляции со стороны окружающего мира. Сейчас большинство молодых людей «сидят на крючке» у владельцев социальных сетей.
К основным частям досуга, прежде всего, следует отнести: