Досуг современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты социологического
анализа молодежного досуга ................................................. 5
1.1 Современная ситуация в сфере досуга молодежи ...... 5
1.2 Специфика и содержание молодежного досуга ……….. 15
1.3 Функции и принципы досуга молодёжи ………………. 25
ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью …………….. 27
2.1 Досуговые предпочтения различных типов
молодых людей ……………………………………………… 27
2.2 Неорганизованные формы досуга …………………….. 29
2.3 Анализ предпочтений досуга у молодежи
г.Нижнекамска ……………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по Социологии Резеды.docx

— 95.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции и принципы досуга молодёжи  

 

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде.19

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.20

4. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

ГЛАВА 2. Особенности проведения досуга молодежью

2.1 Досуговые предпочтения различных  типов молодых людей

 

Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.

Первый тип условно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях − с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) — “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется, прежде всего, на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга − компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным.

 Подобный образ жизни  невозможен без социально-рекреационных  затрат (материального, физического  и интеллектуального плана), что  придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его  последователей. “Социально-активный” тип − один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип − “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” − живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п.

 Представители этого  типа, как правило, регулярно посещают  церковь, другие религиозные собрания  или принимают активное участие  в работе каких-либо политических  объединений. Однако отметим, что  религиозное или политическое  участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают  в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип − “ГАРМОНИЧНЫЙ” − означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.21

 

 

2.2 Неорганизованные формы досуга.

 

Молодые люди переориентируются с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. В этой связи ведущей деятельностью в этот период становится межличностное общение, появляются дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-манипулятивные.    

Выделим две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный.К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д.

 Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей  и девушек в новые социальные  отношения, их самореализации, социализации  личности, оказывают помощь семье  в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди  несовершеннолетних. 

Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодежному, творческому) молодой человек может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства. Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодежные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. 

Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, (например, это могут быть сходные интересы). Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности.

 Часто это приводит к самоотождествлению  с компанией сверстников, отказу  от индивидуальности, полному подчинению  нормам, ценностям и интересам  группы. В таких неформальных  группах объединяющим стержнем  является образ жизни, собственная  мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры  взрослых, которая распространяется  только на членов группы безотносительно  к остальным окружающим.

Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, секса, наркотиков.

 Отличие спонтанной группы  как агента социализации заключается, прежде всего, в том, что она  не регламентируется никаким  законодательством, непредсказуема  и нередко представляет опасность  как для юношей и девушек, так  и для окружающих. Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически, а факты формирования групп молодежи − процесс закономерный.

В современных российских условиях организация  досуга молодежи со стороны государства  не развита на достаточном уровне. Бесплатные кружки, секции, обычно существующие при общеобразовательных школах, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать подростка: руководители этих кружков все те же педагоги, техническая база зачастую просто отсутствует.

 Учреждения, осуществляющие  организацию детского свободного  времени на коммерческой основе, не по карману многим российским  семьям. А организации семейного  досуга практически не существует. Поэтому особое внимание следует сконцентрировать на молодежных неформальных объединениях, обычно формирующихся по «дворовой» принадлежности, как на субъекте социализации.

 Часто в таких  компаниях употребляют спиртные  напитки, приобщаются к наркотикам, вступают в беспорядочные половые  связи и еще целый букет  других асоциальных явлений. Наиболее  негативное влияние на такую  подростковую команду может оказывать  членство молодых людей, вернувшихся  из мест лишения свободы, окруженные  ореолом «блатной романтики», смелые, умеющие постоять за себя и  за друга.22

 

2.3 Анализ предпочтений досуга у молодежи г.Нижнекамска

 

Анализ исследования «Досуг современной молодежи»

Всего было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 29 лет.  В исследовании приняло участие 25 женщин и 25 мужчин. В соответствии с целями и задачами исследования была создана анкета, включающая 15 вопросов.

На вопрос: «Сколько часов в неделю Вы можете посвятить отдыху?» ответы распределились следующим образом:

          а)  у меня вообще нет времени на отдых;                              30%

          б)  менее 3-х часов;                                                                 25%

          в) более 3-х, но менее 6-ти часов;                                          28%

          г)  время вообще не ограничено.                                           17%

Мы видим, что треть опрошенных являются потенциальными «трудоголиками», их девиз «жизнь – в движении». Примерно 50% считают, что отдых все-таки нужен, а 17%  опрошенных не видят никаких проблем с организацией отдыха.

На следующий вопрос анкеты: «Достаточно ли Вам денежных средств для вашего отдыха?» были даны следующие варианты ответов:

          а)  да;                                                                                        20%

Информация о работе Досуг современной молодежи