Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:45, доклад
Важной частью социального воспитания учащихся является воспитание самосохранительного поведения, формирование потребностей и навыков здорового образа жизни. Как в учебной, так и в досуговой форме приоритет необходимо отдавать выработке ценностного отношения к жизни в широком смысле этого слова, пропаганде ЗОЖ и способности противостоять негативным влияниям. Приобщение к ЗОЖ выступает как процесс формирования у детей и подростков отношения к здоровью как к важнейшей моральной ценности, основе духовного и материального благополучия, осознания опасности наркотического, токсического, алькогольно -никотинового отравления организма и психики.
Досуг в жизни подростков
В настоящее время национальным приоритетом является здоровый и образованный человек. Здоровое поколение – одно из главных достижений любой нации. От состояния здоровья человека зависит успех его учебной, профессиональной деятельности, реализация физических и творческих способностей. Особенно это касается детей и молодёжи, которые о здоровье не очень задумываются. Нельзя забывать о том, что подростки и дети – это формирующиеся личности. Процесс их воспитания осуществляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере досуга.
Важной частью социального воспитания учащихся является воспитание самосохранительного поведения, формирование потребностей и навыков здорового образа жизни. Как в учебной, так и в досуговой форме приоритет необходимо отдавать выработке ценностного отношения к жизни в широком смысле этого слова, пропаганде ЗОЖ и способности противостоять негативным влияниям. Приобщение к ЗОЖ выступает как процесс формирования у детей и подростков отношения к здоровью как к важнейшей моральной ценности, основе духовного и материального благополучия, осознания опасности наркотического, токсического, алькогольно -никотинового отравления организма и психики.
Что же означает само слово «досуг»?
Досуг трактуется как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество». Социолог Е.М.Бобосов определяет досуг как «совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей и осуществляемых человеком в ту часть нерабочего времени, которая остаётся после выполнения им непреложных непроизводственных обязанностей».
В настоящее время отмечается высокий уровень употребления спиртных напитков. Нездоровая «алкогольная традиция» во многих семьях передаётся подрастающему поколению, что недопустимо. Пьянство родителей приводит к социальному сиротству, негативно отражается на качестве семейного воспитания. Возраст приобщения юношей и девушек к алкоголю снизился и составляет 11 – 12 лет. Уже в 13 – 14 лет выявляется значительное число подростков, регулярно употребляющих спиртные напитки. С возрастом тенденции к увеличению распространенности употребления алкоголя среди подростков возрастают. Во многих случаях алкоголизация подростков и молодёжи происходит в результате употребления пива.
Не менее распространённым фактором риска расстройства здоровья является курение. По данным научных исследований, в настоящее время в РБ весьма высокий процент курящих девушек. За последнее десятилетие возраст начала курения у подростков снизился на 1 -2 года. Девушки чаще всего приобщаются к курению в возрасте 13 – 14 лет, юноши в 10 -11 лет.
Масштабы этих явлений, снижение мотивации к здоровому образу жизни среди широких слоёв населения, в том числе и среди подростков и молодёжи, в результате чего наблюдается неутешительная динамика нарушений состояния здоровья подрастающего поколения, требуют пристального внимания, а также своевременного принятия действенных и эффективных профилактических мер.
Проблема формирования ЗОЖ подростков тесно связана с их досуговой деятельностью. Подростки и молодёжь должны использовать свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности и потребности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения, удовлетворения своих интересов и потребностей. В данном случае важен характер использования досуга, степень его социальной насыщенности. Эффективность использования досуга во многом зависит от самой личности. Важным элементом структуры личности является её направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций. От того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие, является ли она пространством самореализации и самосовершенствования или в ней преобладают разрушающие, деформирующие сознание и поведение формы, зависит развитие личности. В этой связи важно укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуга.
Выделяются две основные формы подросткового досуга: организационная и неорганизационная. Организационный досуг – это молодёжные и детские объединения, организации, клубы по интересам, творческие и художественные кружки, спортивные секции. Учреждения и организации, занимающиеся детским досугом, способствуют включению подростка в новые социальные отношения, содействуют самореализации, самоутверждению, оказывают помощь семье в воспитании ребёнка, способствуют профилактике девиантного поведения подростка, безнадзорности, преступности.
Сферу неорганизованного досуга подростков составляют стихийные группы, которые функционируют, как правило, вне педагогического и родительского контроля.
Больше всего подростки отдают предпочтение именно неформальному общению в сфере досуга – общение со сверстниками. Многие из них предпочитают проводить свободное время со своими друзьями, у многих есть своя компания, которая включает в основном одноклассников и соседей по двору. Компания привлекает подростков чаще всего тем, что они учатся в одном классе или живут в одном дворе, у них общие взгляды на жизнь, общие увлечения и интересы (спортивные, музыкальные, художественные, культурные. Некоторые утверждают, что «моя компания – это люди, с которыми можно расслабиться, выпить пиво, покурить, отпраздновать какое – либо событие»). Значит можно судить, что юноши и девушки проявляют интерес к общению с друзьями, и это естественно, так как в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками.
Опасность таят в себе не вообще подростковое общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонению в поведении, те, которые имеют асоциальную или криминальную направленность. Организация свободного времени подростков – важное направление социально – педагогической деятельности, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии различных злоупотреблений и отклонений в их поведении. Необходима своеобразная яркая реклама кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подростки могли выбрать занятие по душе. В силу психологических особенностей возраста важно развивать коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятию спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания.
В настоящее время назрела социально – педагогическая необходимость с самого раннего возраста формировать у ребёнка установку на здоровый образ жизни. И в этом должны участвовать все: родители, педагоги, медицинские работники и средства массовой информации.
Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к ЗОЖ, либо формирует вредные привычки и установки. Такие социальные факторы, как агрессия в семье, разводы родителей, неполные семьи, алкоголизация, наркотизация и криминализация общества. Снижение воспроизводства населения, беспризорность, безнадзорность, служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье подрастающего поколения.
Если говорить о школе, то действия педагогов должны быть направлены не только на то. Чтобы школьник бросил курить. Употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы он не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика. Если для взрослых людей алкоголь и курение, в первую очередь, являются средством снятия стресса, повышения настроения, способом уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина – неумение с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача воспитательной и профилактической работы среди детей и молодёжи.
Основными формами и методами культурно – воспитательной работы с учащимися по формированию ЗОЖ и отказа от зависимостей выступают:
· Организация подростковых клубов по интересам, клубов по пропаганде ЗОЖ;
· Дискуссии, диспуты, ток – шоу, круглые столы, уроки трезвости, уроки здоровья, профилактические и деловые игры ;
· Смотры – конкурсы газет, конкурсы рисунков и плакатов о ЗОЖ, фотосессии, конкурсы проектов, конкурсы сценариев на лучшую организацию и проведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, тематические дни, тематические недели, акции против курения, алкоголя, наркотиков, презентации;
· Активные формы отдыха( турпоходы, турслёты, водные походы, велопоходы);
· Сотрудничество с детскими и молодёжными организациями, проведение встреч, посещение специализированных учреждений.
Таким образом, эффективность воспитательной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек среди учащихся будет зависеть от того, насколько активно используются современные методы воспитания, личностно ориентированные подходы. Важно, чтобы в этой работе участвовали все члены педагогического коллектива, органы ученического самоуправления, семья, заинтересованные государственные и общественные организации. И главная задача в этом плане – создание среды нетерпимости к любым вредным привычкам и употреблению любых психоактивных веществ, формирование альтернативной «моды» на здоровый образ жизни, гордости за свою способность противостоять этим соблазнам.