Представление о смысле жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33

Файлы: 1 файл

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

 

Севастопольский городской  гуманитарный университет 

Психолого-педагогический факультет 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

Квалификационная  работа

бакалавра

на тему

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  4 курса, группы П4з

 

направления подготовки 6.030102 «Психология»

 

Лукьянова Т.Л.

 

Руководитель:

 

Рецензент:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь – 2014 год

Автореферат квалификационной работы

 

Выполнила студентка 4 курса, группы П4з Лукьянова Т.Л.

Тема: Представление о смысле жизни у подостков

Научный руководитель:

Объект исследования –  смысл жизни, как феномен.

Предметом исследования являются представления подростков о смысле жизни.

Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.

 В исследовании решались  следующие задачи:

1. Подытожить и обобщить  материал, накопленный в психологии      жизненного смысла.

2. Изучить представления  подростков о смысле жизни.

4. Сравнить представления  о смысле жизни юношей и  девушек при помощи методов  математической статистики.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые связанны с личностными особенностями подростков и их полом.

Методики 

  1. Методика  "ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ"  (О.И.МОТКОВ)
  2. Тест смысложизненных ориентаций личности. Автор Д.А.Леонтьев
  3. Методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю.Котлякова.

Использование математических методов обработки данных:

Распределение хи квадрат Пирсона

Методологической и теоретической  основой исследования являются:

– концепции смысловой  регуляции жизнедеятельности Д.А.Леонтьева, Б.С.Братуся;

– философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, К.А.Абульхановой-Славской.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана  программа исследования, которой  предусматривалось изучение и анализ литературных источников по исследуемой  проблеме, выбор методик эксперимента, которые включали научно-теоретический  и экспериментальный этапы, количественную и качественную обработку экспериментальных  данных.

Исследование проводилось  на базе школы – гимназии № 8 с  русским и украинским языками  обучения, с 1.11.2013 г. По 18.11. 2013 г. В эксперименте приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет (10 юношей и 10 девушек).

Краткие выводы по работе:

В психологии смысл жизни  изучается преимущественно под  углом зрения того, как и под  влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни психологами  определяется как «более или менее  адекватное переживание интернациональной  направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной  за общую направленность жизни субъекта как целого». Смысл жизни как  психологический феномен непосредственно  связан с направленностью личности и ее компонентами, в том числе с ее мировоззрением. Подростковый возраст сложен тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

проведя исследования о представлениях смысла жизни в подростковом возрасте, получив и обработав данные с  помощью математического анализа, можно сделать вывод о том, что у девушек, более сформированы представления о жизненных предназначениях, достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) и активности процесса осуществления жизненных задач. Осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, вера в их осуществление - для реализации своих жизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации больше направлены на постановки и достижения целей в жизни, наличие осмысленности и направленности на перспективы. Результативность и самореализация в этом возрасте  достаточно осмысленна. Чем у юношей, у которых больше направленность на эмоциональное насыщение, интерес и процесс жизни. 

Но  большинство испытуемых девушек не смогли определить  степень  выраженности одной  категории системы  жизненных смыслов. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические. Юноши более определены в своей системе жизненного смысла.    Структурно-содержательные характеристики смысла жизни отражают глубинные, внутренние и внешние направления жизненных отношений личности, а также общую направленность ее жизни, согласованность ресурсов и способов их реализации. На основе теоретического анализа научной литературы нами были систематизированы и конкретизированы структурно-содержательные характеристики смысла жизни. На юношеском этапе онтогенеза они определяются особенностями индивидуального и возрастного развития молодых людей. Переход в новые социальные отношения и формирование взрослого мировоззрения происходят на основе структурно-содержательного усложнения смысла жизни, расширения опыта осознания, рефлексии и интеграции социальных ценностей.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в  мире людей. При этом мировоззренческий  поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен  универсальный ответ, формула, которая  разом бы объяснила ему и смысл  собственного существования, и смысл  существования человечества в целом.

Подростковый возраст  сложен тем, что именно в это время  происходит становление мировоззрения  личности. Предпосылками к его  формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный  опыт, во-вторых – способность к  абстрактному мышлению, обобщению накопленных  знаний и опыта.

Количество  использованных источников –  51


 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7

1.1. Понятие смысла жизни  в отечественной и зарубежной  психологии ……….7

1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11

1.3. Психологические аспекты  смысла жизни в подростковом возрасте ………19

ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23

2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23

2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26

Заключение  ……………………………………………………….……………31

Список использованных источников ……………………………...33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….37



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поиска смысла жизни  актуальна для человека на любом  этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в период «двойного кризиса» – возрастного  и социального. Современное состояние  нашего общества характеризуется ломкой его устоев. Потому не случайно отечественные  психологи обращают пристальное  внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного  бытия.

В настоящее время Украина  переживает значительные социальные, политические и экономические перемены. Этот период характеризуется наличием противоречивых тенденций в сфере  смысложизненных ценностей и ориентаций. Резкое изменение социально-экономической ситуации привело к конфликту, возникшему в результате несоответствия социально-экономических реалий и устоявшихся ценностных стереотипов. Эти противоречивые тенденции воздействуют на сознание и поведение каждого человека. В связи с этим остро встает вопрос о ценности каждого субъекта, о смысле его существования, о направленности его жизнедеятельности.

В современной отечественной  психологии проблемы смысла жизни являются первостепенными вопросами исследования:

– как одна из основных категорий  психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асмолов, Б.Ф.Ломов);

– как центральная направленность личности (В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев);

– как жизненная стратегия (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Столин, М.Кальвиньо, В.П.Зинченко, Ю.М.Забродин, М.К.Мамардашвили, Б.А.Сосновский);

–  как установка (Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов);

– как эмоция – смысловая  позиция – переживание (Е.Т.Соколова, А.В.Петровский, Д.А.Леонтьев, Л.И.Анцыферова, Ф.Е.Василюк, А.П.Цапкин);

– как смысловая регуляция  деятельности, или произвольная мотивация (В.А.Иванников);

– как потребности личности (И.С.Кон, Б.С.Братусь, В.Г.Асеев), в парадигме относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» (В.Э.Чудновский, И.И.Чеснокова).

За последние годы значительно  продвинуты теоретические исследования в этой области. Несмотря на ряд трудностей, предприняты попытки дать определение  исходного понятия: «Смысл жизни  – идея, содержащая в себе цель жизни  человека, «присвоенная» им и ставшая  для него ценностью чрезвычайно  высокого порядка» [50]. Однако наряду с теоретическими, необходимы также экспериментальные исследования, направленные на выявление особенностей становления и проявления смысла жизни человека в современном обществе.

Особенно интересным является изучение представлений подростков о смысле жизни. Именно подростковый возраст  является периодом становления активной позиции человека в процессе жизнедеятельности. 

Объект исследования – смысл жизни, как феномен.

Предметом исследования являются представления подростков о смысле жизни.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые связанны с личностными особенностями подростков и их полом.

Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.

 В исследовании решались  следующие задачи:

1. Подытожить и обобщить  материал, накопленный в психологии      жизненного смысла.

2. Изучить представления  подростков о смысле жизни.

4. Сравнить представления  о смысле жизни юношей и  девушек при помощи методов  математической статистики.

Методологической и теоретической  основой исследования являются:

– концепции смысловой  регуляции жизнедеятельности Д.А.Леонтьева, Б.С.Братуся;

– философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, К.А.Абульхановой-Славской.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана  программа исследования, которой  предусматривалось изучение и анализ литературных источников по исследуемой  проблеме, выбор методик эксперимента, которые включали научно-теоретический  и экспериментальный этапы, количественную и качественную обработку экспериментальных  данных.

Исследование проводилось  на базе школы – гимназии № 8 с русским и украинским языками обучения, с 1.11.2013 г. По 18.11. 2013 г. В эксперименте приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет (10 юношей и 10 девушек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

    1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии

 

В настоящее время существует множество различных подходов к  проблеме смысла жизни. Смыслу жизни  посвящен ряд совершенно противоположных  по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается  концепция Экклезиаста. В ней  говорится о ничтожности и  суетности человеческой жизни. Жизнь  человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть, труд, богатство, любовь - бессмысленны, так же «как погоня за ветром». В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни [9].

В психологии смысл жизни  изучается преимущественно под  углом зрения того, как и под  влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [9]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [9], «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [15]. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

З. Фрейд считал, что смысл человеческой жизни, - быть счастливым, получать разнообразные наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. З. Фрейд считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.

Э. Фромм, ученик З. Фрейда, писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к всему позитивному (счастью, любви, верности)».

Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, - это необходимое условие нормального функционирования.

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [23]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

Несомненно, смыслы укоренены  в бытии, они существуют в объективной  действительности, но реализация объективно существующего онтологического  смысла всегда личностна. Как указывает  Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни  смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство  полноты и насыщенности жизни), и  в прошлом (удовлетворенность итогами  прожитой жизни). Вместе с тем это  вопрос не познания, а признания, человек  не изобретает или интеллектуально  конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [23].

В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного(4). Но определение смысложизненной «доминанты» -- лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.

В.Э. Чудновский считает, что проблема смысла жизни - это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных целей.

В литературе по проблеме смысла жизни обычно подчеркивается позитивное значение этого феномена в жизни  человека. Однако факты показывают, что смысл жизни может играть как конструктивную, так и деструктивную  роль в формировании личности. В  этой связи весьма актуальной является проблема адекватности смысла жизни. Это - проблема условий, при которых смысл  жизни как психологическое образование  может выполнить свою основную функцию - дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья [50].

Основные характеристики адекватности смысла жизни по В.Є. Чудновскому:

1. Реалистичность смысла  жизни, т.е. соответствие смысла  жизненаличным объективным условиям, необходимым для его осуществления и индивидуальным возможностям человека.

2. Конструктивность смысла  жизни (позитивное влияние на  личность).

В.Є. Чудновский выделяет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек задает себе особенно часто: старость, когда они звучат как «отчет» о прожитой жизни; и молодость, когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее, впрочем, эти вопросы могут возникать перед человеком постоянно, в самые различные периоды его жизни.

Известно, что жизнь людей  имеет позитивную сторону: жизнь  хороша и интересна - в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза [50].

Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков