Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа
Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33
Севастопольский городской гуманитарный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра прикладной психологии
Квалификационная работа
бакалавра
на тему
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Выполнила: студентка 4 курса, группы П4з | |
направления подготовки 6.030102 «Психология» | |
Лукьянова Т.Л. | |
Руководитель: | |
Рецензент: |
Севастополь – 2014 год
Автореферат квалификационной работы
Выполнила студентка 4 курса, группы П4з Лукьянова Т.Л. |
Тема: Представление о смысле жизни у подостков |
Научный руководитель: |
Объект исследования – смысл жизни, как феномен. |
Предметом исследования являются представления подростков о смысле жизни. |
Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих. |
В исследовании решались следующие задачи: 1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла. 2. Изучить представления подростков о смысле жизни. 4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики. |
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые связанны с личностными особенностями подростков и их полом. |
Методики
|
Использование математических методов обработки данных: Распределение хи квадрат Пирсона |
Методологической и – концепции смысловой
регуляции жизнедеятельности Д. – философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, К.А.Абульхановой-Славской. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, которой предусматривалось изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме, выбор методик эксперимента, которые включали научно-теоретический и экспериментальный этапы, количественную и качественную обработку экспериментальных данных. Исследование проводилось на базе школы – гимназии № 8 с русским и украинским языками обучения, с 1.11.2013 г. По 18.11. 2013 г. В эксперименте приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет (10 юношей и 10 девушек). |
Краткие выводы по работе: В психологии смысл жизни
изучается преимущественно под
углом зрения того, как и под
влиянием каких факторов происходит
формирование смысла жизни в индивидуальном
развитии, и как сформировавшийся
смысл жизни или его отсутствие
влияет на жизнедеятельность и сознание
личности. Смысл жизни психологами
определяется как «более или менее
адекватное переживание интернациональной
направленности собственной жизни»,
«концентрированную описательную характеристику
наиболее стержневой и обобщенной динамической
смысловой системы, ответственной
за общую направленность жизни субъекта
как целого». Смысл жизни как
психологический феномен проведя исследования о представлениях
смысла жизни в подростковом возрасте,
получив и обработав данные с
помощью математического Но большинство испытуемых девушек не смогли определить степень выраженности одной категории системы жизненных смыслов. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические. Юноши более определены в своей системе жизненного смысла. Структурно-содержательные характеристики смысла жизни отражают глубинные, внутренние и внешние направления жизненных отношений личности, а также общую направленность ее жизни, согласованность ресурсов и способов их реализации. На основе теоретического анализа научной литературы нами были систематизированы и конкретизированы структурно-содержательные характеристики смысла жизни. На юношеском этапе онтогенеза они определяются особенностями индивидуального и возрастного развития молодых людей. Переход в новые социальные отношения и формирование взрослого мировоззрения происходят на основе структурно-содержательного усложнения смысла жизни, расширения опыта осознания, рефлексии и интеграции социальных ценностей. В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Подростковый возраст сложен тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта. |
Количество использованных источников – 51 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования………………………………….....
2.2.Констатирующий эксперимент
и его результаты……………………............
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в период «двойного кризиса» – возрастного и социального. Современное состояние нашего общества характеризуется ломкой его устоев. Потому не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного бытия.
В настоящее время Украина переживает значительные социальные, политические и экономические перемены. Этот период характеризуется наличием противоречивых тенденций в сфере смысложизненных ценностей и ориентаций. Резкое изменение социально-экономической ситуации привело к конфликту, возникшему в результате несоответствия социально-экономических реалий и устоявшихся ценностных стереотипов. Эти противоречивые тенденции воздействуют на сознание и поведение каждого человека. В связи с этим остро встает вопрос о ценности каждого субъекта, о смысле его существования, о направленности его жизнедеятельности.
В современной отечественной
психологии проблемы смысла жизни являются
первостепенными вопросами
– как одна из основных категорий психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асмолов, Б.Ф.Ломов);
– как центральная направленность личности (В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев);
– как жизненная стратегия (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Столин, М.Кальвиньо, В.П.Зинченко, Ю.М.Забродин, М.К.Мамардашвили, Б.А.Сосновский);
– как установка (Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов);
– как эмоция – смысловая позиция – переживание (Е.Т.Соколова, А.В.Петровский, Д.А.Леонтьев, Л.И.Анцыферова, Ф.Е.Василюк, А.П.Цапкин);
– как смысловая регуляция деятельности, или произвольная мотивация (В.А.Иванников);
– как потребности личности (И.С.Кон, Б.С.Братусь, В.Г.Асеев), в парадигме относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» (В.Э.Чудновский, И.И.Чеснокова).
За последние годы значительно продвинуты теоретические исследования в этой области. Несмотря на ряд трудностей, предприняты попытки дать определение исходного понятия: «Смысл жизни – идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [50]. Однако наряду с теоретическими, необходимы также экспериментальные исследования, направленные на выявление особенностей становления и проявления смысла жизни человека в современном обществе.
Особенно интересным является изучение представлений подростков о смысле жизни. Именно подростковый возраст является периодом становления активной позиции человека в процессе жизнедеятельности.
Объект исследования – смысл жизни, как феномен.
Предметом исследования являются представления подростков о смысле жизни.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые связанны с личностными особенностями подростков и их полом.
Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.
Методологической и
– концепции смысловой
регуляции жизнедеятельности Д.
– философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович, К.А.Абульхановой-Славской.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, которой предусматривалось изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме, выбор методик эксперимента, которые включали научно-теоретический и экспериментальный этапы, количественную и качественную обработку экспериментальных данных.
Исследование проводилось на базе школы – гимназии № 8 с русским и украинским языками обучения, с 1.11.2013 г. По 18.11. 2013 г. В эксперименте приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет (10 юношей и 10 девушек).
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время существует множество различных подходов к проблеме смысла жизни. Смыслу жизни посвящен ряд совершенно противоположных по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается концепция Экклезиаста. В ней говорится о ничтожности и суетности человеческой жизни. Жизнь человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть, труд, богатство, любовь - бессмысленны, так же «как погоня за ветром». В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни [9].
В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [9]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [9], «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [15]. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».
З. Фрейд считал, что смысл человеческой жизни, - быть счастливым, получать разнообразные наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. З. Фрейд считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.
Э. Фромм, ученик З. Фрейда, писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к всему позитивному (счастью, любви, верности)».
Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, - это необходимое условие нормального функционирования.
В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [23]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.
Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [23].
В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного(4). Но определение смысложизненной «доминанты» -- лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.
В.Э. Чудновский считает, что проблема смысла жизни - это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных целей.
В литературе по проблеме смысла
жизни обычно подчеркивается позитивное
значение этого феномена в жизни
человека. Однако факты показывают,
что смысл жизни может играть
как конструктивную, так и деструктивную
роль в формировании личности. В
этой связи весьма актуальной является
проблема адекватности смысла жизни. Это
- проблема условий, при которых смысл
жизни как психологическое
Основные характеристики адекватности смысла жизни по В.Є. Чудновскому:
1. Реалистичность смысла
жизни, т.е. соответствие
2. Конструктивность смысла жизни (позитивное влияние на личность).
В.Є. Чудновский выделяет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек задает себе особенно часто: старость, когда они звучат как «отчет» о прожитой жизни; и молодость, когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее, впрочем, эти вопросы могут возникать перед человеком постоянно, в самые различные периоды его жизни.
Известно, что жизнь людей имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна - в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза [50].
Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков