Досуговая деятельность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации досуга молодежи в Белгородской области.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- обосновать теоретические основы организации отдыха молодежи;
- проанализировать организацию отдыха молодежи по месту жительства (на примере Белгородской области);
- разработать пути совершенствования организации отдыха в молодёжной среде по месту жительства.

Файлы: 1 файл

dosug_1посл.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)


3

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы курсового исследования. Важнейшим аспектом жизнедеятельности молодежи является досуг, так как именно в данной сфере современная молодежь имеет возможность самореализации, свободы действия посредством выбора места и времени для его проведения.

Современное молодое поколение, в  соответствии со своими потребностями, период досуга или отдыха отдает чаще всего общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, оказывающая непосредственное влияние на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением места и роли молодежи в обществе.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, современных    культурно-досуговых центров.

Одной из актуальных проблем  культурно-досуговых учреждений является организация отдыха детей и молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа нетрудоустроенных молодых людей, отсутствия должного количества культурно-досуговых учреждений и недостаточное внимание к организации отдыха молодежи со стороны местных органов власти происходит развитие внеинституциональных форм молодежного отдыха.1

Между тем, свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие психические и физические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, саморазвития и самовоспитания, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Практика организации молодежного отдыха показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются танцы, ток-шоу, музыка, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые и молодежные центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Нужно не только знать современные культурные запросы молодёжи, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, уметь предлагать новые виды и формы досуговой деятельности.

Совершенствование деятельности культурно-досуговой сферы по организации отдыха детей и молодёжи сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, совершенствование хозяйственного механизма, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Степень разработанности  темы исследования. Интерес к молодёжным проблемам носит постоянный и устойчивый характер в отечественной и зарубежной философии, психологии, социологии, педагогике.

Социально-философские  проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение  в исследованиях И.В. Бестужева-Лады, А.А. Гордона, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.2 Значительный вклад в исследование отдыха молодежи внесли В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин.3 К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга исследователей Т.И. Баклановой, А.С. Каргина;4 по вопросам психологии личности – труды Г. М. Андреевой, А. В. Петровского и др.5

Проблематика, рассматриваемая в настоящей работе, изучалась в зарубежной и отечественной науке такими учеными, как Ж. Дюмазедье, К. Маркс, Г. П. Орлов, С. Г. Струмилин6 и другими, заложившими фундамент исследований данного направления и во многом определившими основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

Отечественная социологическая  наука значительно продвинулась и в области изучения проблем  молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики – социализация, трудовая активность, жизненные планы, воспитания – нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли А. И. Вишняк,                    Ю. Г. Волков, Ю. А. Левада, А. Б. Мискевич, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин и многие другие.7

Однако на сегодняшний день проблема организации досуга молодежи по месту жительства остается недостаточно исследованной.

Проблема курсового исследования состоит в противоречии между необходимостью внедрения эффективных технологий в практику организации отдыха детей и молодежи и отсутствием таких технологий в деятельности культурно-досуговых учреждений, органов по делам с молодежью и клубов по месту жительства.

Объектом исследования выступает досуговая деятельность молодёжи Белгородской области.

Предметом исследования является организация отдыха    деятельности молодёжи Белгородской области.

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации досуга молодежи в Белгородской области.

Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения  следующих задач:

- обосновать теоретические основы организации отдыха молодежи;

- проанализировать организацию отдыха молодежи по месту жительства (на примере Белгородской области);

- разработать пути совершенствования организации отдыха в молодёжной среде по месту жительства.

Теоретико-методологическая основа курсового исследования. В качестве базовых оснований данного курсового исследования являлись труды современных отечественных и зарубежных социологов, исследователей в области демографии, социальной политики, социальной геронтологии, психологии, философии, специалистов-практиков, занятых в сфере социальной работы.

В качестве теоретико-методологических основ исследования использовались основные положения содержательного подхода, позволяющие представить важность процесса организации отдыха детей и молодежи в процессе их социализации. Важную роль в процессе исследования играли  методы эмпирического, системного и ситуационного анализа. Эти методы позволили объективно оценить реально существующую ситуацию, выявить проблемные зоны, и сформировать способы их решения.

Эмпирической  базой курсового исследования составили:

-      результаты научных исследований различных ученых;

- документы, статистические  отчеты, учреждений культуры Белгородской области;8

-     справочно-аналитических материалах.9

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА МОЛОДЕЖИ

 

Одной из основных задач российского общества является создание условий для развития духовности подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; а также создание условий для оздоровления молодых людей. Именно досуговая работа образовательных и культурных учреждений является отправной точкой в процессе формирования духовно-нравственной личности, ориентиром в планировании и организации отдыха молодежи. Грамотно организованная досуговая деятельность должна быть основана на компетентностном подходе, то есть иметь целью формирование и развитие таких качеств, способностей, знаний, умений и навыков, которые помогут молодому человеку в самореализации как личности.10

Отдых – вполне самостоятельная сфера человеческого бытия. Большая доля отдыха – самая объемная в бюджете времени человека.

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово – «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

В обыденном смысле понятие  «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс  отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил. Отдых со второй точки зрения предполагает некую досуговую деятельность. Отдых и досуг тождественные понятия. Содержательно несущие в себе одно и то же наполнение. В контексте данного исследования мы будем прибегать к понятию досуг, заменяя им понятия отдых.

Досуг с самого начала рассматривался как социальное явление, отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного  контекста и меняется вместе с  господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями.

Понятие досуг является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодёжи. Следовательно, возникает необходимость его уточнения в связи с разным пониманием содержания и интерпретации досуга и свободного времени в научной литературе по данной проблеме.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.11 Поскольку отдых, в этом контексте, деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы отдыха на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, реализацию своей жизненной программы во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой деятельности, захватывающей  психику целиком, дающей постоянный приток эмоций новых ощущений, и с трудом приспособляется к однообразной деятельности. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе молодых людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.12

К другим особенностям молодежного отдыха относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «для молодежи «посидеть компанией» – жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой молодой человек нуждается органически».13

Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

Информация о работе Досуговая деятельность молодежи