Досуговая деятельность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации досуга молодежи в Белгородской области.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- обосновать теоретические основы организации отдыха молодежи;
- проанализировать организацию отдыха молодежи по месту жительства (на примере Белгородской области);
- разработать пути совершенствования организации отдыха в молодёжной среде по месту жительства.

Файлы: 1 файл

dosug_1посл.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

- разрабатывает предложения по основным направлениям реализации государственной молодежной политики в области;

- анализирует и выявляет реальные потребности, интересы и проблемы молодежи, ее отдельных категорий и групп, а также возможности ее участия в развитии политической и социально-экономической ситуации в области;

- организует и проводит разработку областных комплексных и целевых программ в сфере реализации государственной молодежной политики, координирует и контролирует их исполнение;

- анализирует эффективность деятельности подразделений по реализации системы мер государственной молодежной политики, вносит предложения по ее совершенствованию;

- содействует деятельности органов местного самоуправления городов и районов в области реализации молодежной политики на муниципальном уровне;

- взаимодействует с молодежными и детскими объединениями, иными общественными организациями области.

 Проводит другую необходимую практическую деятельность по оказанию помощи молодежи в рамках законодательства Российской Федерации и Белгородской области.

Структура управления:

- отдел программно-проектной  деятельности;

- отдел информационно-аналитической  работы;

- отдел организационно-массовой работы;

- отдел кадровой, правовой работы  и делопроизводства;

- отдел духовно-нравственного,  военно-патриотического, гражданского  воспитания и допризывной подготовки молодежи.

 Стратегическими целями развития отрасли культуры и досуга в 2011 году в Белгородской области являлось сохранение культурного наследия как основы формирования гражданского общества, а также повышение качества жизни населения области путем обеспечения доступности качественных культурных услуг.23

Развитие отрасли продолжалось в рамках реализации областных целевых программ: «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2013 годы», «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 годы»,  «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры в населенных пунктах области», «Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2008-2012 годы».

Молодежный досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Он является необходимой и  неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно  велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В современных культурно-досуговых  учреждениях нужно добиваться преодоления  потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.24

Проведенная в области  работа по укреплению материальной базы учреждений культуры и созданию в  них условий для содержательного  досуга населения способствовала активизации деятельности этих учреждений, повышению значимости Домов культуры и клубов, особенно на селе, а также авторитета клубных работников, о чем свидетельствует тот факт, что в 19-ти муниципальных районах области депутатами выборных органов местного самоуправления являются 82 специалиста культурно-досугового профиля.

Для координации работы молодёжных и детских общественных организаций  в районах и городах области  введены ставки координаторов молодёжного  и детского движения. Существует практика совместной организации повышения квалификации организаторов детского и молодежного движения, работников клубов по месту жительства, оздоровительно-образовательных учреждений.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, молодежную политику в Белгородской области предполагается реализовывать по следующим приоритетным направлениям:

-  вовлечение молодежи в социальную  практику и ее информирование  о потенциальных возможностях  развития;

-  развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Молодежная политика в организации досуга призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях.25

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей области, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в регионе;

- выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для реализации приоритетного  направления, включающего вовлечение молодежи Белгородчины в общественную жизнь, организацию её свободного времени, досуга и ее информирование о потенциальных возможностях развития, предусмотрены следующие проекты:

- Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»;

- «Молодой доброволец региона»;

- «Карьера»;

Основными целями проекта  Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются:

- вовлечение молодежи  в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации  актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в обществе;

- развитие механизмов и форм передачи информации, актуальной для жизни молодежи;

- развитие положительного  отношения молодежи к позитивным  ценностям нашего общества;

-  формирование и  продвижение образа успешного молодого человека.

Основными целями проекта  «Молодой доброволец региона» являются:

- мотивация молодых  людей к оказанию помощи, проявлению  действенной инициативы в решении  проблем людей, нуждающихся в  помощи и поддержке;

- формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых белгородцев;

-  развитие и поддержка  молодежных инициатив, направленных  на организацию добровольческого  труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

-  самоопределение  молодежи на рынке труда;

- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей  будут реализованы разработанные мероприятия, направленные на:

- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

- внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

- создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;

- поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.26

В дальнейшем ходе своего развития проекты обеспечат улучшение  положения молодых людей, приведут к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность  региона и минимизируют последствия  ошибок, свойственных молодым людям. В основе реализации современных программ региональной молодежной политики лежат социальные преобразования, связанные со стабилизацией или повышением уровня и качества жизни молодого поколения, с формированием, увеличением и расширением возможностей и условий для его социализации, а также с предупреждением развития девиантного поведения в молодежной среде.

Для  исполнения  ряда мероприятий  могут  привлекаться  средства  общественных  организаций, благотворительных фондов, учреждений и организаций. При этом,  в соответствии  с  установленным  порядком  разработки областных  целевых  программ,  государственные  заказчики  имеют право уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.

Подводя итоги данному разделу  курсовой работы можно выделить следующее:

1. Органы местного самоуправления осуществляют процесс взаимодействия с молодежью посредством сети отраслевых органов власти и подведомственных учреждений. Если же рассматривать организацию досуговой деятельности молодежи в Белгородской области, то необходимо рассмотреть структуру Управления по делам молодежи. Управление реализует ряд функции: разрабатывает предложения по основным направлениям реализации государственной молодежной политики в области; анализирует и выявляет реальные потребности молодежи; организует и проводит разработку областных комплексных и целевых программ в сфере реализации государственной молодежной политики и т.д.

2. В системе молодежной политики Белгородской области определены приоритетные направления деятельности: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Деятельность в этих направлениях охватывает важные аспекты жизни молодых людей, что позволяет наладить диалог между властями и молодежью, а как следствие повысить социальную эффективность этого взаимодействия.

3. Деятельность по организации отдыха молодежи в Белгородской области происходит по средствам разработки специальных программ и проектов: «Молодой доброволец региона»; «Карьера»; «Новый взгляд» и т.д. Мероприятия реализуемые в рамках этих программ приносят видимые положительные эффекты, но остается и ряд проблемных зон требующих внимания. Так актуальными остаются вопросы дивиантного поведения среди молодежи, проблема вредных привычек. Поэтому важно разрабатывать новые, современные досуговые формы работы с молодежью в рамках организации их отдыха.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. СОΒЕРШЕΗСТΒОΒАΗИЕ  ОРГАΗИЗАЦИИ ДОСУГА В ΜОЛОДЁЖΗОЙ СРЕДЕ

 

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения поставленных задач, является организация отдыха детей и молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных молодых людей, отсутствия должного количества культурно-досуговых учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодёжи, СΜИ и деятельности специалиста по работе с молодёжью на сегодняшний день является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии специалиста по работе с молодёжью, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.27

Информация о работе Досуговая деятельность молодежи