Досуговая деятельность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации досуга молодежи в Белгородской области.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- обосновать теоретические основы организации отдыха молодежи;
- проанализировать организацию отдыха молодежи по месту жительства (на примере Белгородской области);
- разработать пути совершенствования организации отдыха в молодёжной среде по месту жительства.

Файлы: 1 файл

dosug_1посл.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности.14

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало  ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

- в эмоциональном контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении усилий для совместных действий.

Надо подчеркнуть, что  характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Культура досуга характеризуют  также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Отличным качеством  культурного отдыха молодежи является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить полезное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.15

Молодежный отдых подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации отдыха определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере отдыха имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать отдых.

Когда меняется сoциальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре отдыха. Отдых обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Структурa досугa состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от другa своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Выделяют два вида отдыха: пассивный и активный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает усталость и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, прогулка, обмен мнениями. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, музеев, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного  отдыха: восстановительную функцию, функцию развития и функцию гармонизации.  Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.16

Между работой и отдыхом  социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы».17 Конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов, которые  побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти  поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет  определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между  близкими по духу людьми.

В возрастном, профессиональном, в  социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.18

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально  существующее образование, в котором  люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности. А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.19

Входя в такие различные  социальные общности в малых группах  в культурно-досуговые учреждения, члены их не только получают информацию, но и усваивают соответствующие  установки и способы реагирования на общественные ситуации, знакомятся с другими людьми. Современные культурно-досуговые центры дают широкие возможности регуляции общения людей на досуге, возможности непрерывного повышения уровня и совершенствования межличностных контактов, ведут работу по рациональному использованию людьми свободного времени.

Складывающийся в дoсуговом коллективе характер и уровень взаимоотношений людей движет или тормозит развитие «досуговых» интересов, влияя на отношение к отдыху. Поэтому очень важно в культурно-досуговом учреждении учитывать различные соотношения личностных и групповых моментов с различными социальными процессами.20

Это позволяет найти  как можно больше вариантов социального  уравновешивания молодого человека со средой занятий на досуге, а также  это расширит мобильность, как отдельных людей, так и целых групп посетителей учреждения.

Понять эти мотивы, помогает изучение посетителей учреждения культуры или участников мероприятия. На основе этого мы получим данные об общей ориентации людей в сфере  досуга и отдыха, представим динамику случайного и закономерного в  поведении их, и на этой основе построить перспективу перехода посетителей от пассивного восприятия материала – к более активному – в форме обмена по интересующему вопросу. Затем дать возможность приобретения соответствующих практических умений и навыков, связанных с развитием способностей, потребности углубления интересов, меняющих в определенной степени даже общую направленность личности.

Молодежный досуг, как  бы перехватывая эстафету подросткового  досуга, закрепляет, а во многом и  закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий.21

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы исследования социально-воспитательной и досуговой деятельности молодёжи, можно сделать следующие выводы:

1. Досуг, являясь частью внерабочего времени, ориентирован на реализацию разнообразных потребностей людей. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.

2. В настоящее время выделяют активные и пассивные формы проведения отдыха. В первом случае – это творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. Во втором случае – это пассивное потребление различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и тому подобное). Наиболее плодотворным и полезным для молодого человека является активный досуг.

3. Правильно организованный отдых и оздоровление должен быть основан на компетентностном подходе, то есть иметь целью формирование и развитие у молодого человека таких качеств, способностей, знаний, умений и навыков, которые в максимальной мере помогут ему в самореализации как личности.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических  перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).22

Если же рассматривать  организацию досуговой деятельности молодежи в Белгородской области, то необходимо рассмотреть структуру Управления по делам молодежи. Управление молодежной политики области является органом исполнительной власти области и осуществляет следующие функции:

Информация о работе Досуговая деятельность молодежи