Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа
Цель работы – представить обширное и широкое описание чтения в современной подростковой среде.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть поставленные в работе проблемные вопросы, было выполнено несколько задач:
Представлено обзор специальной социологической теории (социологии чтения), в рамках которой рассматривалась досуговая практика чтения среди подростков, её история развития и основные направление;
Была дано общая характеристика чтению как досуговой практике;
Представлена общая характеристика подростка как субъекта чтения
Введение
Теория среднего уровня: социология чтения
Социология чтения как специальная область социологического знания
Из истории возникновения и развития социологии чтения
Основные направления исследований в рамках социологии чтения
Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
Чтение как досуговая практика
Подросток как субъект чтения
Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области
Вывод
Литература
Введение
Вывод
Литература
Введение
На территории Российской империи, а следовательно и на територии современной Украины, где, как известно, читатель сформировался значительно позже, чем в Европе, в силу многих причин исследования в области чтения начали проводиться раньше, чем во многих европейских странах – уже в начале XIX в., практически одновременно с тем, как сформировался основной круг русского читателя.
В первые годы существования Императорской публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России эмпирические (можно сказать «протосоциологические») исследования чтения, результаты которых нашли отражение в Отчете Библиотеки за 1817 г [6].
Наибольший вклад в изучение читателей в России в XIX в. внес Н.А. Рубакин. Именно он впервые взялся за централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. В его основной работе по данной проблеме – «Этюдах о русской читающей публике» (1895) – нашла отражение характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т. е. увязки качественных и количественных характеристик чтения с социальным статусом читателя, условиями его жизни.
Второй период изучения читателя пришелся на то время, когда изменялся весь уклад российской жизни, закладывались основы нового, советского государства. В этот период изучались, прежде всего, возможности влияния чтения на личность. Чтение рассматривалось как инструмент воздействия на внутренний мир человека. На первый план вышли исследования психологических аспектов чтения, что и нашло отражение в работах Д.А. Валики, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского, Я.М. Шафира и др.[6]
Следует, однако, отметить, что теоретическая основа данного направления была заложена раньше – еще в новаторской работе Н.А. Рубакина «Психология читателя и книги, или библиопсихология» (1911).
Основные методы изучения чтения сформировались уже к началу ХХ в. и в модифицированной форме используются по сей день. Изучение читательской аудитории в дореволюционной России было одним из наиболее развитых направлений прикладных социологических исследований. Интерес к этой проблематике в различные исторические эпохи во многом был обусловлен тем, что чтение является мощным каналом идеологического влияния. Начинавшиеся как инициативная деятельность энтузиастов-просветителей, с 20-х гг. ХХ в. отечественные исследования чтения приобретают организованный характер, осуществляются государственными учреждениями, исследовательскими коллективами.
Третий период исследования чтения связан с «оттепелью». Нужно помнить, что с конца 1930-х до 1960-х гг. исследований чтения практически не велось. Это было связано, прежде всего, с политической ситуацией внутри страны, когда какие-либо исследования социологического характера были запрещены.
Только в середине 1960-х в «Ленинке» появился Сектор социологии книги и чтения, чьей основной задачей было изучение чтения и читателя. В этот период появились первые работы таких известных ныне ученых, как В.Д. Стельмах, М. Ханин, М.Д. Афанасьев, И.Н. Беленькая, М.Д.Смородинская, А. Рейтблат, Т. Воловельская и др. В это же время был задуман и проведен ряд масштабных, централизованных, поддержанных государством исследований чтения: «Советский читатель» (монография, 1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (монография, 1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (монография, 1978 г.), «Советский рабочий-читатель» (1980) [6].
Со второй половины 1980-х в СССР происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние на изучение читателей. Именно к этому периоду относится четвертый этап изучения читателей.
В конце 80-х – начале 90-х гг. в связи со сложной экономической ситуацией в стране в целом исследования чтения локализуются. Пожалуй, последней централизованной акцией можно считать исследование «Чтение в Вашей жизни» [6].
К сожалению, в Украине в период её независимости изучению чтения уделялось недостаточно влияния.
Что касается опыта по изучению чтения в зарубежных странах, то имеющиеся источники позволяют говорить о том, что ситуация в этой области весьма неоднозначна.
Известное фундаментальное исследование Роджера Шартье и Гульермо Кавалло, к сожалению, не переведенное пока на русский язык, посвящено глубокому анализу истории чтения и его распространения в мире. Однако проблемы изучения чтения, анализ эволюции самих исследований в нем затрагивается лишь попутно.
Однако очевидно, что наиболее активное изучение читателей (пользователей, клиентов) в зарубежных странах началось только в последние десятилетия XX века.
Сегодня чтение с разной степенью интенсивности изучается и в странах Европы, и в Америке. Исследователи подчеркивают разность американского и европейского подходов к изучению чтения.
Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т.д.
Сегодня исследования в странах Европы ведутся весьма активно, особенно в Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах, Италии. Современные данные о чтении европейцев собирает EUROSTAT – организация Единой Европы. Тем самым она подчеркивает европейское единство и в сфере чтения тоже.
В настоящее время европейские и американские исследования тесно увязываются с программами продвижения чтения среди нечитающего населения, с проектами в поддержку чтения, которые существуют на государственном уровне практически в каждой стране.
На сегодняшний день среди специалистов явно ощущается потребность в сравнительном анализе ситуации в области чтения, что толкает к проведению совместных международных исследований. Пока их было немного. Одним из самых первых было международное исследование, проведенное в 1954 г. Институтом Гэллапа в США, Канаде, Австралии, Англии и Германии под названием «Читаете ли в настоящее время книги?». Это блиц-исследование явилось новым шагом в осмыслении чтения как единого, мирового явления. Исследователи получили возможность сравнить показатели чтения в разных странах, проанализировать ситуацию в своей, найти причины различия [6].
Информация о работе Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области