Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представить обширное и широкое описание чтения в современной подростковой среде.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть поставленные в работе проблемные вопросы, было выполнено несколько задач:
Представлено обзор специальной социологической теории (социологии чтения), в рамках которой рассматривалась досуговая практика чтения среди подростков, её история развития и основные направление;
Была дано общая характеристика чтению как досуговой практике;
Представлена общая характеристика подростка как субъекта чтения

Содержание работы

Введение
Теория среднего уровня: социология чтения
Социология чтения как специальная область социологического знания
Из истории возникновения и развития социологии чтения
Основные направления исследований в рамках социологии чтения
Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
Чтение как досуговая практика
Подросток как субъект чтения
Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Теория среднего уровня: социология чтения
    1. Социология чтения как специальная область социологического знания
    2. Из истории возникновения и развития социологии чтения
    3. Основные направления исследований в рамках социологии чтения
  2. Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
    1. Чтение как досуговая практика
    2. Подросток как субъект чтения
    3. Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области

Вывод

Литература

 

Введение

В данной учебно-исследовательской работе рассматривается досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области, основываясь на исследования Харьковского Национального Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в1998-1999 гг. и в 2013 г. Данная тема рассматривается в рамках социологии чтения.

Основными проблемными вопросами, которые ставились автором, являются:

  • Что сегодня читают подростки?
  • Чем отличаются читательские предпочтения современных подростков от читательских предпочтений подростков 1990-х гг.?
  • Какое место у подростков  занимает чтение среди других досуговых практик?

Цель работы – представить обширное и широкое описание чтения в современной подростковой среде.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть поставленные в работе проблемные вопросы, было выполнено несколько задач:

  • Представлено обзор специальной социологической теории (социологии чтения), в рамках которой рассматривалась досуговая практика чтения среди подростков, её история развития и основные направление;
  • Была дано общая характеристика чтению как досуговой практике;
  • Представлена общая характеристика подростка как субъекта чтения;
  • Представлены и проанализированы эмпирические данные исследований по данной проблеме  Харьковского Национального Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в1998-1999 гг. и в 2013 г.

Следует отметить, что исследования проблем чтения подростков являются актуальными, так как чтение является одним из факторов социализации личности. Оно прямо или косвенно влияет на гражданскую сознательность индивида, на его национальное и гражданское самоопределение, на его ценностные ориентации и т.п.

Для меня лично изучения чтения представляет научный интерес, и я вижу в этом направлении свою дальнейшую научную деятельность.

Также нужно отметить немалую степень разработанности этой научной проблемы. Сегодня в этой области работают такие социологи как Чигрина Н.В., Аскарова В.Я., Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Стефановская Н.А. и др. 

 

1. Теория среднего уровня: социология чтения

1.1. Социология чтения как специальная область социологического знания

Социология чтения – научная дисциплина, изучающая чтение в контексте общественных отношений, проявляющихся в процессах информационной деятельности, в частности связанных с функционированием книги в обществе.

Изменение социокультурной ситуации, перемены в образе жизни населения в конце ХХ века трансформировали и основные социальные функции чтения: информационную, познавательную, рекреационную. Происходящие процессы требуют научного осмысления функциональных трансформаций чтения как социального феномена и прогнозирования вариантов его дальнейшего развития. Эти задачи могут быть решены в рамках социологии чтения.

Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке она выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в. В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И.А. Бутенко, В.Д. Стельмах), специальную социологическую теорию (А.Л. Маршак), подраздел библиотековедения (В.В. Скворцов) [8]. Эти разногласия обусловлены рядом факторов:

  • Отсутствие целостной социологической теории чтения. Многочисленные исследования значительно обогатили и конкретизировали научные представления о состоянии чтения как сложной подсистемы духовной культуры, но в конкретной исследовательской практике преобладает изолированный анализ характеристик чтения, концептуально не связанный с теориями и методологическими разработками изучения различных социокультурных процессов.
  • Развитие социологии чтения преимущественно в рамках библиотековедения как прикладного научного направления, ориентированного на практические задачи отрасли (уточнение профиля комплектования фондов библиотек, совершенствование форм и методов работы с читателями и популяризации книги, расширение охвата населения библиотечным обслуживанием и др.).
  • Интенсивное развитие в настоящее время не только социологии чтения, но и социологии библиотечного дела, способствовало расширение прикладных исследований, возникновение в структуре библиотек исследовательских секторов, отделов. Общая область исследований – изучение библиотечного чтения и читателя библиотеки. Но социология чтения изучает все социальные и демографические группы независимо от посещения ими библиотек, а социология библиотечного дела исследует и проблемы библиотек, не входящие в сферу чтения.
  • Недостаточная профессионализация исследовательских кадров. Проблемы чтения пока не находят должного внимания у социологов-профессионалов. Соответствующие социологические исследования проводятся по преимуществу библиотечными специалистами и педагогами.

Неопределенность научного статуса связана и с отсутствием однозначного определения предмета научной дисциплины. Большинство ученых считают, что социология чтения изучает закономерности и движущие силы функционирования в обществе печатных источников – книг, газет, журналов, призвана объяснить возникновение социальной потребности в чтении, ее изменения и способы удовлетворения, место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Таким образом, предмет социологии чтения можно условно обозначить как систему взаимоотношений внутри четырехугольника «издательство-книжная торговля (продавец) – библиотека – читатель», включенную в конкретный исторический и социокультурный контекст [8].

    1. Из истории возникновения и развития социологии чтения

На территории Российской империи, а следовательно и на територии современной Украины,  где, как известно, читатель сформировался значительно позже, чем в Европе, в силу многих причин исследования в области чтения начали проводиться раньше, чем во многих европейских странах – уже в начале XIX в., практически одновременно с тем, как сформировался основной круг русского читателя.

В первые годы существования Императорской публичной библиотеки по инициативе ее директора А.Н. Оленина были начаты первые в России эмпирические (можно сказать «протосоциологические») исследования чтения, результаты которых нашли отражение в Отчете Библиотеки за 1817 г [6].

Наибольший вклад в изучение читателей в России в XIX в. внес Н.А. Рубакин.  Именно он впервые взялся за централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. В его основной  работе по данной проблеме – «Этюдах о русской читающей публике» (1895) – нашла отражение характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т. е. увязки качественных и количественных характеристик чтения с социальным статусом читателя, условиями его жизни.

Второй период изучения читателя пришелся на то время, когда изменялся весь уклад российской жизни, закладывались основы нового, советского государства. В этот период изучались, прежде всего, возможности влияния чтения на личность. Чтение рассматривалось как инструмент воздействия на внутренний мир человека. На первый план вышли исследования психологических аспектов чтения, что и нашло отражение в работах Д.А. Валики, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского, Я.М. Шафира и др.[6]

Следует, однако, отметить, что теоретическая основа данного направления была заложена раньше – еще в новаторской работе Н.А. Рубакина «Психология читателя и книги, или библиопсихология» (1911).

Основные методы изучения чтения сформировались уже к началу ХХ в. и в модифицированной форме используются по сей день. Изучение читательской аудитории в дореволюционной России было одним из наиболее развитых направлений прикладных социологических исследований. Интерес к этой проблематике в различные исторические эпохи во многом был обусловлен тем, что чтение является мощным каналом идеологического влияния. Начинавшиеся как инициативная деятельность энтузиастов-просветителей, с 20-х гг. ХХ в. отечественные исследования чтения приобретают организованный характер, осуществляются государственными учреждениями, исследовательскими коллективами.

Третий период исследования чтения связан с «оттепелью». Нужно помнить, что с конца 1930-х до 1960-х гг. исследований чтения практически не велось. Это было связано, прежде всего, с политической ситуацией внутри страны, когда какие-либо исследования социологического характера были запрещены.

Только в середине 1960-х в «Ленинке» появился Сектор социологии книги и чтения, чьей основной задачей было изучение чтения и читателя. В этот период появились первые работы таких известных ныне ученых, как В.Д. Стельмах, М. Ханин, М.Д. Афанасьев, И.Н. Беленькая, М.Д.Смородинская, А. Рейтблат, Т. Воловельская и др. В это же время был задуман и проведен ряд масштабных, централизованных, поддержанных государством исследований чтения: «Советский читатель» (монография, 1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (монография, 1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (монография, 1978 г.), «Советский рабочий-читатель» (1980) [6].

Со второй половины 1980-х в СССР  происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние на изучение читателей. Именно к этому периоду относится четвертый этап изучения читателей.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в связи со сложной экономической ситуацией в стране в целом исследования чтения локализуются. Пожалуй, последней централизованной акцией можно считать исследование «Чтение в Вашей жизни» [6].

К сожалению, в Украине в период её независимости изучению чтения уделялось недостаточно влияния.

Что касается опыта по изучению чтения в зарубежных странах, то имеющиеся источники позволяют говорить о том, что ситуация в этой области весьма неоднозначна.

Известное фундаментальное исследование Роджера Шартье и Гульермо Кавалло, к сожалению, не переведенное пока на русский язык, посвящено глубокому анализу истории чтения и его распространения в мире. Однако проблемы изучения чтения, анализ эволюции самих исследований в нем затрагивается лишь попутно.

Однако очевидно, что наиболее активное изучение читателей (пользователей, клиентов) в зарубежных странах началось только в последние десятилетия XX века.

Сегодня чтение с разной степенью интенсивности изучается и в странах Европы, и в Америке. Исследователи подчеркивают разность американского и европейского подходов к изучению чтения.

Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т.д.

Сегодня исследования в странах Европы ведутся весьма активно, особенно в Германии, Франции, Великобритании, Скандинавских странах, Италии. Современные данные о чтении европейцев собирает EUROSTAT – организация Единой Европы. Тем самым она подчеркивает европейское единство и в сфере чтения тоже.

В настоящее время европейские и американские исследования тесно увязываются с программами продвижения чтения среди нечитающего населения, с проектами в поддержку чтения, которые существуют на государственном уровне практически в каждой стране.

На сегодняшний день среди специалистов явно ощущается потребность в сравнительном анализе ситуации в области чтения, что толкает к проведению совместных международных исследований. Пока их было немного. Одним из самых первых было международное исследование, проведенное в 1954 г. Институтом Гэллапа в США, Канаде, Австралии, Англии и Германии под названием «Читаете ли в настоящее время книги?». Это блиц-исследование явилось новым шагом в осмыслении чтения как единого, мирового явления. Исследователи получили возможность сравнить показатели чтения в разных странах, проанализировать ситуацию в своей, найти причины различия [6].

    1. Основные направления исследований в рамках социологии чтения

В целях изучения основных тенденций в сфере чтения и разработки системы мер, влияющих на такие явления как падение интереса к чтению, снижения его престижа, примитивизацию читательских предпочтений и мотиваций, уход из чтения многих читательских групп серьезной книги и т.п., а с другой стороны – фиксации такого явления как появление «нового» читателя, формирование читательской элиты вокруг интернета и т.п., требуется постоянный мониторинг чтения, расширение структуры институций, осуществляющих эту функцию. Очевидно, что изучение уровня культуры чтения невозможно без изучения всего спектра его (чтения) характеристик.

В связи с этим, в современных социологических исследованиях чтения выделяется ряд комплексных направлений:

Информация о работе Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области