- изучение читательской деятельности
личности и различных социально-профессиональных
и демографических групп на социокультурном
фоне;
- изучение проблем культуры
чтения и информационной культуры личности
и общества;
- изучение и анализ проблем продвижения
чтения в нечитающие слои населения;
- изучение влияния социокультурной
ситуации на основные характеристики
и свободу чтения (рекомендуемые приоритеты
чтения, цензура и др.);
- изучение современных форм
чтения («экранного чтения», аудиочтения) и их влияния на развитие культуры чтения личности;
- изучение деятельности библиотеки
и других социальных институтов по продвижению
чтения и формированию культуры чтения;
- изучение влияния читательской
деятельности на книгоиздательскую политику;
- изучение воздействия культуры
книгоиздания на формирование культуры чтения личности [5].
Отечественная социология чтения
носит преимущественно прикладной характер,
следствием чего является отсутствие
единой социологической теории чтения,
различия в подходах исследователей к
определению понятия «читатель», несопоставимость
методик и результатов большинства исследований.
Тем не менее, накопление обширного банка
эмпирических данных позволяет в настоящее
время перейти от преимущественно описательных
исследований к аналитическим и прогностическим,
выявляющим тенденции изменения чтения
и читательского облика различных социальных
групп.
- Досуговая практика
чтения среди подростков Харькова и Харьковской
области
2.1. Чтение как
досуговая практика
В современных социокультурных
условиях досуговая практика - это не просто
свободное время, деятельность, направленная
на сохранение и восстановление целостности
личности, досуг выступает одним из основных
элементов культуры, имеющий глубокие
и сложные связи с общими проблемами трудовой
деятельности, политики, экономики, развитием
новых информационных технологий, различного
рода инноваций.
Досуговое чтение мы определяем
исходя из понимания того, что есть досуг.
Если досуг – это часть нерабочего времени,
которая остается у человека после исполнения
непреложных непроизводственных обязанностей,
то досуговое чтение – это тот способ
проведения нерабочего времени, который
реализуется человеком после того, как
он исполнил все непреложные непроизводственные
обязанности: хозяйственные, общественные,
семейные и т.д. Досуговое чтение – это
феномен, возникающий тогда, когда человек
получает некое время и пространство
свободы от окружающего социума [4].
В обществах и сообществах,
строго нормирующих досуг и предписывающих
коллективный труд и отдых, практика досугового
чтения может оказаться запретной, выполняемой
тайно. В других обществах и профессиональных
сообществах, где трудовые (учебные) процессы
осуществляют вмешательство в свободное
время, чтение как досуговая практика
может вытесняться профессиональным или
учебным чтением. Наконец, в третьих типах
обществ, где за счет интенсификации трудовых
процессов свободное время и досуг
сокращается, чтение может быть вытеснено
деятельностью по обеспечению текущей
жизнедеятельности: обслуживающим трудом
и т.д.
Если же мы понимаем досуг в
качестве совокупности видов деятельности,
предназначенных для удовлетворения физических,
духовных и социальных потребностей людей
в свободное время, тогда досуговое
чтение – это один из видов деятельности,
удовлетворяющих физические, духовные
и социальные потребности человека [4].
Функции досуговой деятельности
чтения совпадают с функциями свободного
времени: отдых, восстановление рабочей
силы и духовной жизненной энергии [4].
Чтение как вид досуговой деятельности
служит как отдыху от трудовых процессов,
так и развитию личности, удовлетворению
потребности в развлечениях и общении.
В процессе чтения читатель
вступает в сложную систему художественного
общения, которая включает в себя как реальных
субъектов общения: писателей, художников-оформителей,
редакторов, переводчиков и издателей,
так и квази-субъектов художественного
общения: героев и персонажей литературного
произведения. Кроме того, всякое художественное
общение и, в том числе, чтение – это и
общение с самим собой.
В узком смысле слова, под досуговым
чтением понимают только чтение художественной
литературы, причем чтение, дающее отдых
и развлечения, то есть чтение беллетристики,
массовой, жанровой литературы. В широком
смысле, слова досуговое чтение – это
чтение художественной литературы, это
не только отдых и развлечение, но и большая
внутренняя духовно-душевная экзистенциальная
работа: выбор предмета чтения, переживание
экзистенциальной ситуации чтения [4].
Досуговое чтение относится
к активным видам досуговой деятельности,
поскольку читатель проявляет себя как
активный, творческий, свободный субъект,
формирующий в процессе чтения свою социальность,
идентичность и индивидуальность.
Если же мы в понимании досуга
делаем акцент на том, что это часть свободного
времени, используемая для удовлетворения
личных физических, духовных и социальных
потребностей индивида, то мы приходим
к тому, что досуговое чтение – это деятельность,
свободно избираемая индивидом для нужд
его самореализации, удовлетворения всех
его личных физических, духовных и
социальных потребностей [4]. Чтение как
досуговая деятельность удовлетворяет
личную физическую потребность в тишине,
покое, уединении, спокойном и расслабленном
положении тела – сидя, лежа, стоя с опорой
на конторку или поручни, духовную потребность
самопознания, самооценки, ценностной
ориентации, самосовершенствования, и
в то же время социальную потребность
– приобщения к ценностям и практикам
социума, его нормам и идеалам, а также
к идентификации и индивидуализации в
этом социуме, формирование горизонта
личных и общественных социальных ожиданий
от общества и от самого себя.
В любом случае, досуговое чтение
– это такая культурная практика, в которую
ее агенты вступают по собственному свободному
выбору, а не по профессиональной обязанности
или не в соответствии с учебной задачей.
Это практика чтения, продиктованная свободным
выбором читателя, который предпочел
чтение другим видам досуга. Говоря о мотивации
досугового чтения, Дубин и Зоркая замечают,
что «в чтении даже самых образованных
и продвинутых читательских групп сегодня
отчетливы ориентации на пассивно-адаптивный
тип культурного поведения и потребления,
отсутствие аналитического интереса к
окружающей современности во всех ее противоречивых
чертах, склонность к развлечению и эскапизму,
усреднение вкусов»[4].
- Подросток как субъект
чтения
Уже не меньше десяти лет в разных
контекстах любят обсуждать тему чтения
современных подростков. Ее касаются,
говоря об «утрате литературоцентричности»
и глобальных проблемах современной культуры,
о необходимости создания национальной
культурной идентичности, и в прозаических
жалобах на отсутствие грамотных школьников,
хороших учителей, качественных и дешевых
книг в магазинах и т.д.
За несколько последних десятилетий
книга во многом изменила свои функции
в жизни подростка. Подростки получают
сведения о самых различных ситуациях,
с которыми можно столкнуться в жизни,
и следуют тем моделям поведения, которые
в кино и по телевидению, хотя раньше эти
знания черпались в большей степени из
книг. Постепенно и разнообразные компьютерные
игры также принимают на себя часть былой
книжной нагрузки. Всевозможную полезную
и вредную информацию все чаще школьники
черпают из Интернета, и с каждым днем
число обращающихся к нему растет. И в
то же время, несомненно, чтение остается
одной из самых эффективных сфер, приучающих
школьников к умственной деятельности
[7].
Любопытно, что, мотивируя своё
охлаждение к читательской деятельности,
подростки апеллируют к понятию «мода»:
«чтение стало не модно», «старые книги
становятся немодными», «сейчас это уже
не в моде», «идёт поколение компьютеров».
Избалованные калейдоскопичностью впечатлений,
даваемых современной индустрией развлечений,
подростки тяготятся чтением как занятием
трудным, требующим слишком больших усилий:
«читать трудно и долго», «читать долго
и лень», «не хочется париться над книгами».
Подростки охотно идентифицируют себя
с «фанатом улицы», «подростком в Сети»,
«девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом»
и только в последнюю очередь – с «книгочеем»
[2].
Проблема заключается в том,
что подростки могут пользоваться лишь
теми достижениями книжной культуры, которые
предоставляют им взрослые. Взрослые же
– издатели, библиотекари, работники книжной
торговли, педагоги, родители руководствуются
в своей деятельности по отбору литературы
и формированию круга подросткового чтения
тем, какой образ юного читателя сложился
в их сознании. Они отталкиваются от того,
какие книги считают полезными или вредными
для подростка, какое чтение – развивающим,
одухотворяющим, а какое – вредным, отупляющим.
Но порой, их представление о том, что должен
читать подросток, сильно отличается от
реальных потребностей самих подростков.
Основные трудности подросткового
чтения связаны со словом, основным средством
выразительности книги. На это указывают
сами подростки: «спотыкаюсь о непонятные
слова», «буксую в описаниях», «не могу
осилить книгу до конца» и, в конечном
итоге, – «просто трудно читать и всё».
Соответственно, общение с книгой подростки
стремятся свести к минимуму, свою читательскую
жизнь они не склонны планировать даже
на шаг вперёд. Наиболее распространённая
подростковая ситуация – «читаю под настроение»,
«читаю, что попадает под руку». Причём
книга, которая «попадает под руку», должна
отвечать определённым требованиям –
например, быть «простой и умной». «Умная»
– это, прежде всего, информативная книга,
из которой можно «почерпнуть что-нибудь
новое». Сложность в книге подросток не
приемлет, относя её к качествам, характеризующим
«плохую книгу» [2].
Универсальный вариант определения хорошей
книги у подростков – «интересная». Что
для них входит в слагаемые этого понятия?
Прежде всего, «захватывающий сюжет»,
«чтобы развлекало интересными положениями»,
«увлекало ситуациями». Причём «положения
и ситуации» должны быть непременно в
пределах жизненного опыта подростка:
«про нас», «про современную нашу жизнь»,
«из нашей жизни» [2].
Воспринимая книгу ситуативно, не ведая
понятия «читательская биография», подросток
хочет исчерпать книгу сегодня и сейчас;
отложить, подумать, вернуться, перечитать
– такие реакции не характерны для современного
юного читателя. Нередки утверждения типа
«не люблю перечитывать», «я читаю все
книжки по одному разу», «мне хватает одного
раза», «нет привычки перечитывать» [2].
Среди основных причин, обусловливающих
кризисные явления подросткового чтения
– изменение структуры и содержания семейного
досуга. Массовое «отпадение» взрослого
населения от читательской деятельности
девальвировало её в глазах детей. В отсутствие
доказательных обыденных примеров собственного
чтения взрослые, побуждающие подростка
к чтению, выглядят неубедительно и даже
несколько лицемерно. Подростки утверждают:
«родители читают меньше нас», «не разбираются
в литературе», «не покупают нам книги»,
а главное – «не могут объяснить своими
словами, зачем читать книги» [2].
Утрата культурной традиции создания
и культивирования домашних библиотек
в семьях привели к разрушению домашней
книжной среды. Книжные собрания подростков
мизерны, подбор книг случаен, мотивация
к развитию домашних книжных собраний
снижена.
Широкое распространение новых информационных
технологий в условиях отсутствия концептуальной
продуманности управления этим процессом
сыграло свою роль в усугублении кризисных
явлений подросткового чтения. Подростки
видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную
«выручалочку», позволяющую избежать
самостоятельного поиска, сбора и создания
информации. Отводя чтению, прежде всего,
информационную роль, подростки в её реализации
преимущество отдают компьютеру.
К сожалению, нельзя говорить и о стимулирующем
воздействии школы. Подростки крайне редко
видят в педагоге как трансляторе книжной
культуры человека, чей читательский опыт
представляет интерес. На чтение подростка
существенное влияние оказывает характер
учебного заведения, в котором проходят
его школьные годы. Подростки элитных
лицеев, гимназий имеют значительно больше
объективных оснований для читательского
развития. Однако нередко элементы читательской
образованности носят сугубо «внешний»
характер, не отражаясь на внутренней
структуре личности.
Влияние современного книгоиздания на
чтение подростка достаточно противоречиво.
С одной стороны, оно даёт возможность
привести чтение в соответствие с личными
запросами читателей, предоставляет больше
возможностей для разнообразных стратегий
читательской деятельности. С другой стороны,
усиление в издательской деятельности
коммерческой составляющей наводнило
книжный рынок детско-юношеской литературы
большим количеством тривиально-ремесленнического
«чтива», которое формирует невзыскательный
вкус, задаёт заниженные параметры требований
к книге. Сами издатели и работники книжной
торговли признают недостаточность книгоиздания
для подростков, перекос детско-юношеского
книгоиздания в пользу детей 3-6 лет. Они
озабочены преобладанием фантастики,
фэнтези, комиксов и зарубежных детективов
в чтении подростков.
Таким образом, мы можем говорить о подростке
как о достаточно противоречивом субъекте
чтения. Так или иначе он является таковым,
но сам себя таковым не самоопределяет.
Основной причиной этого являются те социокультурные
изменения, которые отодвинули чтение
в повседневной жизни подростков на второй
план.
- Чтение среди подростков
Харькова и Харьковской области
В раках этой работы мы будем
говорить о досуговой практике чтения
среди подростков Харькова и Харьковской
области, основываясь на исследованиях
Харьковского Национального Университета
имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999
гг. и в 2013 г.
Прежде, чем говорить непосредственно
о читательских практиках подростков,
нужно отметить, какое место занимает
чтение среди других досуговых практик
современных подростков.
По данным исследований чтение
можно отнести к не очень распространённой
практике, она характерна лишь для каждого
пятого подростка. Ежедневно берут в руки
книгу 21% подростков города и области,
18% читают газеты и 21% журналы.
Фрагмент из общей
таблицы «Структура свободного времени
подростков Харькова и Харьковской области
(по данным исследований 1998 – 1999 гг. и 2013
г. в % и средних (S))*»