Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – представить обширное и широкое описание чтения в современной подростковой среде. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть поставленные в работе проблемные вопросы, было выполнено несколько задач: Представлено обзор специальной социологической теории (социологии чтения), в рамках которой рассматривалась досуговая практика чтения среди подростков, её история развития и основные направление; Была дано общая характеристика чтению как досуговой практике; Представлена общая характеристика подростка как субъекта чтения
Содержание работы
Введение Теория среднего уровня: социология чтения Социология чтения как специальная область социологического знания Из истории возникновения и развития социологии чтения Основные направления исследований в рамках социологии чтения Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области Чтение как досуговая практика Подросток как субъект чтения Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области Вывод Литература
Если сравнить эти данные с
теми, что были получены в 1990-х годах, то
можно заметить, что список любимых авторов
у современного подростка, несмотря на
то, что он и предопределён школьной программой,
намного шире, чем у подростков прошлого
поколения. Согласно исследованию 1990-х
гг., лидером среди любимых авторов был
А.С. Пушкин, далее называли М.А. Булгакова,
Ст. Кинга, А. Конан-Дойля, Ф.М. Достоевского,
С. Есенина, В. Шекспира, А. Дюма, Дж. Лондона,
Дж.Х. Чейза, А. Кристи, И.С. Тургенев и Н.В
Гоголь [1].
Можно предположить, что такая
ситуация предопределена тем, что современный
подросток имеет больше возможностей
для писка книги. Если раньше основными
центрами, где можно было достать книгу,
были библиотеки, то сейчас к ним добавились
обширные интернет ресурсы.
Подобная ситуация возникает
и с любимыми книгами подростков. Если
подростки 1990-х гг. упоминали в числе своих
любимых книг в основном программные произведения,
а также "Унесённые ветром" М. Митчелл,
"Три товариша" Э. М. Ремарка, "Джейн
Ейр" Ш. Бронте, "Красное и чёрное"
Стендаля, "Анжелику" А. і С. Голон,
романы О. Дюма і М. Рида, Д.Р.Толкина, Ж.
Берна, Ж. Санд [1], то у современных подростков
этот список несколько шире. (см. Табл.
5)
Таблица 5.
Указания респондентами
любимых книг (упоминаний, 2013 год)
Книга
Город
Область
Гарри Поттер
32
21
Мастер и Маргарита
13
6
Шерлок Холмс
17
5
Алхимик
3
6
Сумерки
3
5
Властелин колец
6
2
Белый клык
6
2
Робинзон Крузо
5
2
Анна Каренина
5
2
Война и мир
3
3
Три товарища
3
2
Энциклопедия
3
2
Пятнадцатилетний капитан
3
2
Кобзар
8
Сталкер
4
Остров сокровищ
4
Евгений Онегин
3
Д.Дефо.Робинзон Крузо
3
Библия
3
Парфюмер
3
Унесенные ветром
2
Старик и море
2
Собака Баскервилей
2
Ромео и Джульета
2
Согласно исследованию 2013 г.,
подростки области оказались куда более
изобретательными, чем подростки города.
Мы обнаружили лишь немногим больше десятка
книг, по которым у подростков города есть
консенсус (хотя бы на уровне 2-3 указаний,
то есть более 1), тогда как для области
этот показатель составляет свыше 20.
Совпадают обе категории в пламенной
любви к Гарри Поттеру (первая позиция
по городу и по области, в области 21 упоминания,
в городе 32 упоминания), Шерлоку Холмсу
(по городу 17 упоминаний, 2 позиция, по области
– 5-6 позиция с 5 упоминаниями), «Мастеру
и Маргарите» (по городу и по области третья
позиция, по городу 13 упоминаний, по области
– 6 упоминаний). На вторую позицию в области
вклинился «Кобзарь» (8 упоминаний), который
в городе даже не упоминался [3].
Кроме того, городские школьники
называли такие книги, как «Белый клык»
и «Властелин колец» (по 5 упоминаний),
«Анну Каренину» и «Робинзона Крузо» (по
5), «Три товарища», «Алхимик», «Пятнадцатилетнего
капитана», «Войну и мир», «Сумерки», «Энциклопедию»
(очевидно, любую) – по 3 упоминания. Подростки
же области – «Алхимика» (6), «Сумерки»
(5), «Сталкера» (при том, что такой книги
нет – есть книга «Пикник на обочине»
- лишняя иллюстрация того, как сливается
книжный мир с миром медиа!), «Остров сокровищ»
(по 4), «Евгения Онегина», «Робинзона Крузо»,
«Войну и мир», «Библию», «Парфюмер» (по
3), «Энциклопедию» (опять!), «Унесённые
ветром», «Три товарища», «Старика и море»,
«Собаку Баскервилей», «Ромео и Джульетту»,
«Робинзона Крузо», «Властелина Колец»,
«Белого клыка», «Пятнадцатилетнего капитана»,
«Анну Каренину» – по 2 упоминания [3].
Таким образом, можно сделать
вывод, что чтение было и остается для
подростков реальной потребностью, но,
к сожалению, эта потребность не реализуется
в полной мере. Как и 15 лет назад читательские
практики современной подростковой молодёжи
практически полностью формируются программой
учебных курсов по литературе, хотя сегодня
подросток имеет больший выбор для чтения.
Эта ситуация тревожна и небезопасна:
читательская инициатива почти не предъявляется
самими читателями, тогда как система
образования, получается, навязывает не
только сам факт чтения, но и выбор этого
чтения.
Вывод
Несмотря на кажущуюся простоту
и поверхностность проблемы чтения, особенно
проблемы чтения в подростковой и молодёжной
среде, требуют научного осмысления.
Чтение может изучаться социологами
как досуговая практика, как фактор социализации
личности, как социально-коммуникативный
процесс и т.д. Изучение чтения является
одним из основных направлений эмпирических
социологических исследований.
Обращаясь к проблемам чтения,
социолог должен изучать какое место занимает
чтение в повседневной жизни индивида;
как оно влияет на социальное становление
личности; какие функции чтение выполняет
в обществе; какое идеологическое влияние
оказывает чтение на общество и индивида.
Также социологи должны обратиться к изучению
социальных институтов, которые непосредственно
связаны с чтением (библиотеки, издательства
и др.).
Литература
Арбеніна В.Л. Підліток у великому
місті: фактори та механізми соціалізації.
Колективна монографія/ Арбеніна В.Л., Волянська О.В., Зінчина О.Б., Куряча М.А., Ніколаєвська А.М., Сокурянська Л.Г., Шмачко В.Б.. – Харків: Видавничий центр Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. – 2000
Голиков А.С. « Чтение в жизни
подростков Харькова и Харьковской области»
Гудова М. Ю. Культурная практика досугового чтения в современной информационной культуре // Теория и практика общественного развития. – 2012-№12–С.374-376
Мелентьева Ю.П. Новый
центр исследования проблем чтения//Материалы Конференции
«Крым-2005». – CDROM. – ГПНТБ России, Ассоциация
ЭБНИТ// режим доступа: [http://www.library.ru/1/sociolog/text/ article.php?a_uid=204]
Мелентьева Ю.П. От
нации читателей к нации зрителей. Эволюция
чтения и его изучения //Библиотечное дело.
– 2006. – № 10. – С.2-6//режим доступа: [http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=278]
Поливанов К. Чтение подростков
или Есть ли будущее у книжной культуры?//Русский
Журнал – 2005 г.//режим доступа:[ http://www.library.ru/ 1/sociolog/text/article.php?a_uid=127]
Стефановская Н.А. Проблемы развития социологии чтения в России//Материалы Восьмой международной
научной конференции «Библиотечное дело
– 2003»//режим доступа: [http://www.library.ru/ 1/sociolog/text/article.php?a_uid=246]