Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представить обширное и широкое описание чтения в современной подростковой среде.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть поставленные в работе проблемные вопросы, было выполнено несколько задач:
Представлено обзор специальной социологической теории (социологии чтения), в рамках которой рассматривалась досуговая практика чтения среди подростков, её история развития и основные направление;
Была дано общая характеристика чтению как досуговой практике;
Представлена общая характеристика подростка как субъекта чтения

Содержание работы

Введение
Теория среднего уровня: социология чтения
Социология чтения как специальная область социологического знания
Из истории возникновения и развития социологии чтения
Основные направления исследований в рамках социологии чтения
Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области
Чтение как досуговая практика
Подросток как субъект чтения
Чтение среди подростков Харькова и Харьковской области
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.58 Кб (Скачать файл)
 

Вид занятий в свободное время

Шкала

Среднее

Ранг

5

4

3

2

1

Каж-дый день

Несколь-ко раз в неделю

Несколь-ко раз в месяц

Несколь-ко раз в год

Практи-чески никогда

   
 
 

Чтение газет, журналов

Харьковская область 2013

Харьков 2013

Харьков 1998

21

30

24

10

15

3,3

10

18

29

24

12

18

3,2

11

23

47

20

5

5

3,780

 
 

Чтение художественной литературы

Харьковская область 2013

Харьков 2013

Харьков 1998

21

34

22

9

14

3,4

8-9

21

29

27

11

13

3,3

10

24

31

23

11

11

3,443

 

 

 

Читательские практики подростков в последнее время претерпевают существенные изменения. Во-первых, мир книги постепенно «сливается» с миром поп-культуры, миром кинематографа, миром Интернета и так далее. Во-вторых, книга в современном мире превратилась в сложный технический артефакт, который при этом упрощает доступ читателя почти к любому тексту на его выбор, и перестаёт быть ограниченной одним-единственным текстом. В-третьих, престижность и значимость книжного потребления резко меняет свою природу, свою значимость для людей и для подростков. Более того, книга даже перестаёт быть важным атрибутом учёбы, о чём свидетельствуют, в частности, данные опроса 2013 г.

Так (см. Табл.1), лишь около половины респондентов читали ту или иную книгу на момент опроса. Для сравнения, данные исследования 1990-х гг. показывают, что только 51% респондентов ответили на вопрос «Какую книгу Вы сейчас читаете?» [1].

Учитывая произвольность избранного момента опроса, можно с той или иной степенью уверенности говорить, что чтение даже для категории, для которой это является обязательной (и даже институционально обязательной) деятельностью, уже не является общераспространённой и необходимой практикой.

Таблица 1.

Читательские практики школьников Харькова и области (в % к опрошенным, 2013 год)

 

Город

Область

По массиву

7 класс

9 класс

11 класс

Читают какую-либо книгу

51,7

48,8

50,3

48,5

50,4

51,9

Ничего не читают

46,0

48,7

47,3

49,0

47,6

45,8

Не ответили

2,3

2,5

2,4

2,5

2,0

2,3

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

 

Как видим, от класса к классу возрастает количество тех, кто читает какую-либо книгу. Можно предположить, что установка на чтение книг является достаточно устойчивой и формируется не ситуативными запросами (необходимость сдавать конкретные экзамены, поступать в ВУЗ, проходить ВНО, академическая ситуация и т.п.), а длительными ценностными и практическими диспозициями.

Что касается содержания подросткового чтения, то, согласноданным 2013г., школьники города читают книги А.К. Дойла о Шерлоке Холмсе (9 упоминаний), «Евгений Онегин» и «Война и мир» (5 упоминаний), «451 градус по Фаренгейту», «Маленький принц», «Герой нашего времени», «Гарри Поттер», «20 тысяч лье под водой» (по 4 упоминания), «Робинзон Крузо», «Метро 2033», «Богатый папа, бедный папа» Роберта Киасаки, «Граф Монте-Кристо» и «Собака Баскервилей» (по три упоминания).

Если сравнивать данные подученные в 2013 г. с теми, которые были получины в 1990-х гг., то можно заметит, что современные подростки читают больше непрограмных призведений. Про это свидетельствует тот факт, что согласно исследованию 1998-1999 гг, на вопрос какую книгу сейчас читаете, 32% респондентов указували на призведения из школьной программы. В основном назывались произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, О. Гончара, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова, М. Шолохова и др., в зависимости от возраста респондента и класса обучения [1].

Также, следует отметить, что читательские предпочтения современных подростков области оказались куда более разнообразными и куда менее предсказуемыми с точки зрения «завязанности» их чтения на учебную программу.

Так, в лидерах оказалась книги Роулинг о Гарри Поттере (14 упоминаний), по 7 упоминаний имеют «Мастер и Маргарита», «Алхимик» Коэльо, «Герой нашего времени» Лермонтова, шесть упоминаний набрали книги о Шерлоке Холмсе, по 5 – «Старик и море» и «Парфюмер», четыре – книга И. Багряного «Тигроловы», по три – книга С. Майер «Сумерки», В. Голобородько «Лелека» и Л.Н. Толстого «Война и мир». Целый ряд книг набрал по два упоминания – тут и Я. Кавабада «Тысяча журавлей», и «Красное и чёрное» Стендаля, и «Евгений Онегин», и «Премудрый пискарь», и «Диво» Загребельного, и митчелловские «Унесённые ветром», и «Анна Каренина», и ряд украинских книг, и «Белый Клык», и «Робинзон Крузо», и «Дракула», и «Граф Монте-Кристо», и «Метро 2033», и даже «Судьба человека» [3].

Таблица 2.

Выбор школьниками Харькова и области книг для чтения (количество упоминаний, 2013 год)

Книга

Город

Область

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

4

14

А. Конан-Дойл «Шерлок Холмс»

9

6

Лермонтов «Герой нашего времени»

4

7

Лев Толстой «Война и мир»

5

3

Пушкин «Евгений Онегин»

5

2

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

3

2

А.Конан-Дойл «Собака Баскервилей»

3

2

П. Коэльо «Алхимик»

 

7

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

7

Э. Хэмингуэй «Старик и море»

 

5

П. Зюскинд «Парфюмер»

 

5

Рей Брэдбери «451градус по Фаренгейту»

4

 

Экзюпери «Маленький принц»

4

 

Ж.Верн «20 тысяч лье под водой»

4

 

И. Багряный «Тигроловы»

 

4

Метро 2033

3

 

Роберт Киасаки «Богатый папа, бедный папа»

3

 

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

3

 

С. Майер «Сумерки»

 

3

В.Голобородько.Лелека

 

3

Я.Кавабада,Тысяча журавлей

 

2

Стендаль,Красное и черное

 

2

Салтыков-Щедрин,Премудрый пескарь

 

2

П. Коэльо.Брида

 

2

П.Загрибельний,Диво

 

2

О.Генри.Последний лист

 

3

М.Митчел.Унесенные ветром

 

2

Люко Доливар,Биті Є.Гоцик

 

2

Л.Толстой,Анна Каренина

 

2

Джон Грей.Мужчины с Марса.женщины с Венеры

 

2

Д.Лондон,Белый клык

 

2

Гоголь,Шинель

 

2

Ванденберг Ф.,Восьмой грех

 

2

Брем Стокер»Дракула»

 

2

Б.Пайрон,Мой верный друг  Тэм

 

2


 

 

Исследование 2013г.  показало, что круг чтения современных подростков, прежде всего, предопределяется школьной программой. При этом читательские практики подростков города оказались куда менее «разнообразными», чем у подростков области.

Что же касается любимых писателей подростками (см. Табл. 3), то половина из них указала таковых, причём опять-таки подростки области чаще называли своих любимых писателей, чем городские подростки, а одиннадцатиклассники – чаще, чем семиклассники.

Таблица 3.

Наличие у подростков города и области любимого писателя (в % к опрошенным, 2013 год)

 

Город

Область

По массиву

7 класс

9 класс

11 класс

Есть любимый писатель

49,6

52,9

51,2

49,8

50,7

53,8

Нет такового

50,4

47,1

48,8

50,2

49,3

46,2

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Среди любимых писателей подростков в городе лидирует А.С. Пушкин (57 упоминаний), который по области занимает второе место с 48 упоминаниями, на втором месте – Т.Г. Шевченко (27 упоминаний), который по области как раз лидирует с огромными 81 упоминанием, на третьем месте А.К. Дойль с 25 упоминаниями (по области он занимает 8 место с 5 упоминаниями), на четвёртом и пятом – Джек Лондон и Дж.К. Роулинг (по 14 упоминаний), которые, соответственно, в области делят 14-20 место (3 упоминания) и 9-13 место (4 упоминания), на шестом-восьмом местах (по 9 упоминаний) – Лермонтов (по области 6, 7 упоминаний), Коэльо (по области 3, 10 упоминаний) и Гоголь (по области 4-5, 9 упоминаний). 9-10 места с 8 упоминаниями занимают зарубежные классики фантастики и хоррора С. Кинг (в области 14-20) и Р.Д. Брэдбери (в области вообще не упоминается) [3].

Кроме того, горожане чаще упоминали О'Генри, Булгакова, Ремарка (по 7 раз), Жюля Верна, Есенина, Толкиена, Омара Хайяма, Блока, Ахматову (по 5 раз), Чехова и Стефани Майер (по 4 раза), Тургенева, Экзюпери, Носов, Дж.Остин, Марка Твена, Достоевского, Р. Рождественского  В. Маяковского (по 3 раза), тогда как жители области – Лесю Украинку (9 раз, 4-5 места), Л.Толстого, Есенина, Дж.Роулинг, Всеволода Нестайко, Донцову (по 4 раза), Шекспира, Стивена Кинга, Конан Дойля, Жюля Верна, А. Дюма, Дж.Лондона, Василя Симоненко (по 3 раза), Эдгара Аллана По, Шолохова, Стругацких, Ремарка, Н. Спаркса, Маяковского, Цветаеву (по 2 раза) [3].

Таблица 4.

Указания респондентами любимых писателей (упоминаний, 2013 год)

Автор

Город

Область

Т.Шевченко

27

81

Пушкин

57

48

А.Конан Дойл

25

8

П.Коэльо

9

10

Дж.Роулинг

14

4

Гоголь

9

9

Дж.Лондон

14

3

Лермонтов

9

7

Булгаков

7

6

Есенин

6

4

Стивен Кинг

8

3

Жюль Верн

6

3

Ремарк

7

2

С.Есенин

6

2

Маяковский

3

2

Леся Украинка

 

9

Брэдбери

8

 

О'Генри

7

 

Толкиен

5

 

Омар Хайям

5

 

Блок

5

 

Ахматова

5

 

Чехов

4

 

Стефани Майер

4

 

Л.Толстой

 

4

Всеволод Нестайко

 

4

Донцова

 

4

Тургенев

3

 

Экзюпери

3

 

Носов

3

 

Дж.Остин

3

 

Марк Твен

3

 

Достоевский

3

 

Р. Рождественский

3

 

Дюма

 

3

Шекспир

 

3

Василь Симоненко

 

3

Эдвард Аллан По

 

2

Шолохов

 

2

У.Шварклер

 

2

Стругацкие

 

2

Н.Спаркс

 

2

Цветаева

 

2

Информация о работе Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области