Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:57, курсовая работа
Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.[9, c.5]
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Феномен дружбы как предмет научного познания……………. 6
1.1 Представление о дружбе в различных науках…………………….… 6
1.2 Основные аспекты феномена дружбы …………………………………. 12
Глава 2. Дружба в современном обществе ………………………...……… 24
2.1Дружба как социально-историческое явление …………………...…..…24
2.2 Факторы, влияющие на феномен дружбыв современном обществе ….36
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о дружбе: материалы прикладного социологического исследования ……………………………………………40
3.1 Программа прикладного социологического исследования …………... 40
3.2 Результаты прикладного социологического исследования …………... 47
Заключение ………………………………………………………………...… 54
Список литературы………………………………………………………..…
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Феномен дружбы как предмет научного познания ……………. 6
1.1 Представление о дружбе в различных науках …………………….… 6
1.2 Основные аспекты феномена дружбы …………………………………. 12
Глава 2. Дружба в современном обществе ………………………...……… 24
2.1 Дружба как социально-историческое явление …………………...…..… 24
2.2 Факторы, влияющие на феномен дружбы в современном обществе …. 36
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о дружбе: материалы прикладного социологического исследования …………………………………………… 40
3.1 Программа
прикладного социологического
3.2 Результаты
прикладного социологического
Заключение
………………………………………………………………...…
Список литературы ………………………………………………………..… 58
Приложения …………………………………………………………………. 60
Введение
Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других. [9, c.5]
Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.[9, c.5]
Тема дружбы очень актуальна, так как именно дружба помогает избавиться от одиночества, найти человека, который готов разделить с тобой печали и радости, помочь в нелегком для тебя времени жизни, поддержать в решении, которое ты считаешь правильным, даже если оно безрассудное и абсолютно нелогичное просто потому что это твой друг, и он всегда будет за тебя, будет отвечать за твои поступки вместе с тобой -потому что это истинная дружба, это бескорыстная дружба. Именно такая дружба очень редко встречается в нашем современном мире.
Цель данной работы – провести социологический анализ дружбы в современном обществе.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить
Для достижения поставленной цели были изучены работы ряда авторов.
Абрамова Г.С. в книге «Возрастная психология» раскрывает отношения между взрослыми людьми, характеризует отношения между женщинами и между мужчинами, раскрывает психологию дружбы между мужчиной и женщиной [1]. В труде Гозмана Л.Я. «Психология эмоциональных отношений» затрагивается проблема эмоциональных отношений между людьми, рассматриваются различные значения понятия дружбы [4]. Кон И. в своем труде «Дружба (Психолого-этический очерк)» отдает предпочтение описанию дружбы, как исторического феномена, описывается история возникновения понятия «дружба» и его место в древнем и в современном мире [9]. В книге Кон И. «Психология юношеской дружбы» автор дает анализ юношеской дружбы [10]. В труде Ш. Шукурова « Друг и дружба» особое внимание уделяется основным аспектам феномена дружбы, рассматриваются типы, разновидности и виды дружбы, их место в современном мире [14].
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе
Во второй главе речь идет о феномене дружбы в современном обществе: рассматривается дружба как социально-историческое явление, описываются факторы, влияющие на феномен дружбы в современном обществе.
В третьей главе содержатся
материалы прикладного
В заключении делаются выводы по всей работе.
Глава 1. Феномен дружба как предмет научного познания
1.1 Представление о дружбе в различных науках
В
разных областях научного
Каждый человек на протяжении своей жизни общается с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения [4, с.18].
При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают межличностные взаимоотношения. Их важнейшая черта - их эмоциональная основа. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их. При углублении в межличностные отношения появляются более близкие связи: симпатия, дружба, любовь, секс. Что же такое дружба? Это миф или реальность? Рассмотрим это понятие с точки зрения различных наук [4, с.18].
Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. В различных науках, и не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.
Перечислим наиболее употребительные значения этого слова, в большинстве случаев слово "дружба" в современной науке философии и социологии имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге [4, с.18].
Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или на них "сваливается" неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя; ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но зачем же называть дружбой столь различные на самом деле типы отношений? Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас [4, с.19].
Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами, фашисты - камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями [4, с.19].
Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому [4, с.19].
Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Существует категория людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны [4, с.19].
Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает кокой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-сострадальщик» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание [15, с. 23].
В современной психологии детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях. Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции [15, с.23].
Слово "аттракция" обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия. Аттракция и эмпатия неотъемлемая часть дружбы. Психология аттракции охватывает:
1.потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2.свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
3.особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
4.объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения) [15, с.24].
В современной социальной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
Интуитивно дружба вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства". Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств [15, с.24].
В возрасте с шести-двенадцати лет дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности [10, с.30].
Далее девять-пятнадцать лет выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих интересов и одновременно - как исключительное, всеобъемлющее отношение [10, с.30].
Наконец, в подростковом возрасте старше двенадцати лет дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удовлетворять в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга [10, с.30].
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной [11, с.40].