Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:57, курсовая работа
Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.[9, c.5]
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Феномен дружбы как предмет научного познания……………. 6
1.1 Представление о дружбе в различных науках…………………….… 6
1.2 Основные аспекты феномена дружбы …………………………………. 12
Глава 2. Дружба в современном обществе ………………………...……… 24
2.1Дружба как социально-историческое явление …………………...…..…24
2.2 Факторы, влияющие на феномен дружбыв современном обществе ….36
Глава 3. Представления студентов ТГТУ о дружбе: материалы прикладного социологического исследования ……………………………………………40
3.1 Программа прикладного социологического исследования …………... 40
3.2 Результаты прикладного социологического исследования …………... 47
Заключение ………………………………………………………………...… 54
Список литературы………………………………………………………..…
Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность - это дружность», и «своя рубашка ближе к телу…». Друг - наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением [4, с.40].
С точки зрения науки этики, друг-это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы, человек который тебя понимает. Настоящий друг - это тот, который сам и неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи, - он сам ее предложит, это тот, кто, достигнув определенных высот, останется другом. А вместе преодоленные трудности, безусловно, добавляют доверия. В одной связке, на всю жизнь - это друг. А про беду говорят, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать [4, с.40].
Таким образом, потребность в дружбе - нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям.
Дружбу рассматривали в социологии, философии, психологии, они все имели единый аспект-дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной. Рационально объяснить дружбу – значит рассмотреть и выявить классификацию, свести ее к нормативным соображениям.
1.2 Основные аспекты феномена дружбы
Феномен дружбы представляет собой комплексное многогранное явление. В разговорном языке слово "друг" имеет множество значений. Оно означает знакомого, человека, к которому относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, кто близок.
Друг никогда не лжет говорит только на языке правды. Слушаем его внимательно и беспристрастно, стараясь понять и трезво оценить то, о чем он говорит. Никаких призраков и никакой театральности. Его опыт несет в себе пафос чувств и трезвость разума. Он обогащает человека, возвышая эмоционально и интеллектуально [14, с.15].
Человек знаком нам настолько, насколько нам известна его жизнь в каждый отдельный момент. Поэтому, беседуя с кем-нибудь из своих знакомых, мы спрашиваем о его планах, скажем, на лето: "Куда собираешься в отпуск?" Вопрос о будущем дополняют сведения о прошедшем: "Куда вы ездили зимой? Как провели Рождество?" Если встретились с людьми, которые не очень близки, и не знаем, о чем говорить, будем говорить о погоде. Но и тут, поговорив о сегодняшней погоде, сравним ее со вчерашней и выразим пожелания по поводу погоды в ближайшие дни [14, с.15].
А вот друзья, встретившись даже после многолетней разлуки, ничего не выспрашивают друг у друга. Они не станут обрушивать друг на друга ураган вопросов, чтобы выяснить, что делал каждый, и восстановить день за днем прошедшее. Более того, прошлое как будто и вовсе их не интересует. Они сразу начинают говорить о том, что у них на душе в настоящий момент. Каждый из них, без предварительной подготовки, максимально расположен к восприятию нового. Друзья, которые, встретившись, говорят друг другу: "А теперь я расскажу все по порядку" или "Расскажи о себе", - это не настоящие друзья. За подобными общими фразами ничего не стоит [14, с.15].
Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом: так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всем [14, с.15].
Бывают такие ситуации в жизни когда плохо. Именно в такие моменты друзья всегда оказываются рядом. Друзья - это те, кто помогает нам в наших поисках, кто разделяет с нами нашу тревогу, борется вместе с нами за наши интересы, у кого те же, что и у нас, объекты любви. Настоящий друг остаётся рядом с нами и помогает нам, когда все остальные уходят. Настоящий друг проходит через испытания борьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он выбирает нас вместо кого-то другого. Без выбора нет дружбы. Ситуация придает выбору драматизм, делает его необратимым, отрезает путь назад. Друг - это тот, кто выбирает меня вместе с моими проблемами. Но отправиться на поиски друзей должен сам. В тяжелые минуты прежде всего можно обратиться к друзьям. Одни решаются пойти вместе, другие - нет. Всякая ситуация потери действует как естественный отбор: она выделяет те отношения, которым суждено выжить и иметь продолжение. Помогая другу помогаем и себе, ведь может случится так, что поменяемся с ним ролями. Жертвой окажется он, а мы бросимся ему на помощь. Жить рядом, разделять все переживания другого означает вместе бороться с потерями, вместе выступать против сил зла. А значит, и обретать со временем общие объекты любви. Ими становятся наши близкие, его близкие. Так рождается и крепнет дружба [13, с.16].
В дружбе как и в различных общественных неформальных институтах существуют неписанные правила дружбы - Морально-этические стороны дружбы: Обмен - Делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; возвращать долги и оказанные услуги; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе. Интимность - уверенность в друге и доверие к нему; отношение к третьим лицам; защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого; взаимная координация; не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга [13, с.16].
Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая, которая делится в свою очередь на дружбу между мужчинами, дружбу между женщинами и дружбу между мужчиной и женщиной [14, с.16].
Существование юношеской дружбы обусловлено тягой к дружбе - страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни [2, с.15].
Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги [2, с.16].
Юношеская дружба не только склонна к исповедальной, но и чрезвычайно эмоциональна. И выражена эмоциональность не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговорённости, недомолвках, которые подросток при всём желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончайшие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя. Этот "пустой" разговор психологически важнее и значительнее "содержательной" светской беседы о высоких материях... Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны [3, с.13].
В юности дружба, занимает привилегированное, даже монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. С появлением новых, "взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение [7, с.9].
Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы: 1) относительное завершение формирования самосознания; 2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; 3) появление новых интимных привязанностей [5, c.20].
Также меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям - один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное [7, с.10].
Как пример взрослой дружбы можно привести Британскую дружбу– это распорядок и «картоприношение».
В Британии абсолютно все рационально. Довольно банальный для них пример: близкие и хорошие друзья могут видеться на ланче или ужине только один раз в месяц. Или позвонить друг другу, чтобы оговориться о дружеском свидании… еще через месяц!
Вспомните, это как в известной песенке «Городок»: «Где без спроса ходят в гости…» Спонтанность, которая на просторах России традиционно считается благоприятным признаком искренней, настоящей, крепкой дружбы, здесь вовсе не приветствуется. Она, естественно, в Британии есть, но в значительно меньшей степени. Там ведь не только гораздо более составляют планы, но и значительно больше придерживаются созданного расписания [5, с.22].
Традиция «картоприношения». Также у жителей «туманной» страны свои традиции в отношении дружбы. Одним из подобных традиций является обязательное «высылание» открыток. На День Рождения, на Рождество, из других стран или же даже по соседству.
В России же эта традиция полностью почти отмерла. Здесь же по-прежнему она процветает! Полученные открытки как грамоты почетно выставляются на камине в гостиной [5, с.22].
В Англии друзьями называют всех подряд. Начиная самыми-самыми близкими и заканчивая теми, с кем говорили только один раз в жизни и помнят только имя [5,c. 22].
Существование женской дружбы – это нонсенс для науки. Сказать о том, что женщина "существо загадочное", значит не сказать вообще ничего. Каждая из женщин буквально "соткана" из неисчислимого множества противоречий, мелочей и парадоксов которые попросту недоступны для мужского восприятия [1, с.25].
А когда парочка подобных "объектов" встречаются и между ними завязываются какое-то подобие дружбы, то итог подобных отношений попросту непредсказуем. Подобное общение может вполне зайти в тупик с течением времени и попросту прерваться, не выдержав подобного испытания временем или же наоборот стать крепким и окрепнуть до такого состояния, что все последующие невзгоды будут просто отскакивать от этой дружбы, "закаленной" до состояния настоящей брони [1, с.26].
Даже проведя опрос среди представительниц женского пола. На вопрос "верят ли они в существование женской дружбы", более половины опрошенных, ответят утвердительно. Однако при этом, практически каждая тут же оговориться, что подобная дружба будет существовать лишь до тех пор, пока на горизонте у одной из подруг не появится мужчина… при условии, что компанию подруги можно заменить обществом интересного парня, подавляющее большинство девушек предпочтут сделать подобную "замену". А в том случае, если речь зайдет о вероятности предстоящего замужества, то количество женщин, решившихся "променять" подруг на мужа практически приближена к максимуму [1, с.26].
Данный пример является всего лишь возможностью "пассивного" прекращения отношений. Однако существует великое множество примеров, когда обе подруги "западают" на одного и того же мужчину и тогда в борьбе за желанный "трофей" бывшие подруги устраивают друг с другом настоящую "войну".
Безусловно, природой в женщинах заложена склонность к тому, что бы быть "хранительницей чага". Однако так же исторически сложилось и другое – наилучший способ самоутверждения для женщин является завоевание мужчин их подруг. Никто не будет спорить про противоречивость морали подобного поступка, однако та масса эмоций и возможность почувствовать себя "охотницей", полностью компенсируют с лихвой все негативные составляющие подобного поступка [1, с.26-27].
Вообще, складывается впечатление того, что большинство женщин воспринимают женскую дружбу всего лишь как приятное времяпровождение в ожидании того момента, пока не будет найден тот "один единственный". К большому сожалению, в жизни именно так и получается.
Хотя существуют и исключения из подобного "правила". Многие из женщин на личном примере смогли доказать, что настоящая женская дружба все же существует, хоть и является крайне редким явлением [1, с.26-27].
Мужчины дружат несколько иначе. В основе дружеских отношений лежит все та же эмоциональная взаимопомощь, что и у женщин, но к ней добавляются принципы мужской чести и преданности [1, с.31-32].
Честь и преданность — это такие же виртуальные понятия, как любовь и дружба. В них точно так же нет никакого смысла. Это просто свод правил, который с детства прививается мужчинам и становится для них священным [1, с.32].
Порядочный мужчина или мужчина чести — это такое же жалкое зрелище, как и самый беспардонный негодяй. В психологическом смысле они в равной степени нездоровы, просто находятся на противоположных полюсах одной и той же шкалы. Первые утверждают свою значимость через показную порядочность, вторые — через наплевательство на все правила и устои.
Вера в честь и порядочность — это форма невротизма, который, однако, возводится в ранг высшей мужской ценности. Отсюда и специфика мужской дружбы — следование правилам чести, зачастую, оказывается для мужчины более важным, чем все прочие интересы.
Только мужчина может «страдать за идею» — революционеры, декабристы, патриоты, искатели правды и прочие люди чести — все они ставят свои умственные идеалы выше даже собственного выживания. Дарвин бы их не одобрил [14, с.21].
Вера в настоящую дружбу и мужскую преданность — такая же чепуха, как все прочие проявления чести и порядочности. И все-таки мужчины очень любят эту игру и очень переживают, когда у них нет друзей, или гордятся тем, что могут быть для кого-то лучшим другом [14, с.22].