Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:53, курсовая работа
Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время.
Введение
1. Образовательные стандарты третьего поколения как закономерный этап развития образования РФ
1.1. ФГОС как основообразующий элемент системы образования РФ
1.2. Переход системы образования РФ к ФГОС третьего поколения
1.3 ФГОС третьего поколения по социологии и их значение для системы высшего образования в РФ
2.Система зачетных единиц как элемент ФГОС
2.1. Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса
2.2. Общие принципы и основные параметры системы зачетных единиц
2.3. Проектирование календарного графика учебного процесса и основного учебного плана на основе ФГОС с использованием зачетных единиц
Законопроект вносит изменения в ряд федеральных законов в части замены существующих государственных образовательных стандартов в составе трех компонентов /федерального, регионального и компонента образовательного учреждения/ на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных для имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
По поручению Минобрнауки коллегии Миообрнауки от 1 февраля 2007 года «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» Федеральным институтом развития образования (ФИРО) разработаны в пакете с законопроектом «Макет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения» и «Методика разработки ФГОС на основе модульено-компетентностного подхода».
В этих документах конкретизирована и содержательно раскрыта система вводимых совершенно новых понятий, терминов и определений, соответствующих принимаемому Закону, Закону об образовании международным документами в сфере профессионального образования, которыми обязаны теперь пользоваться все образовательные учреждения РФ.
В новом ФГОСе прописан ряд понятий, о которых пойдет речь ниже.
Примерная основная профессиональная образовательная программа профессионального образования - совокупность документации, регламентирующей цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов, (начального, среднего, высшего) профессионального образования по направлению / профилю / специальности.
Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.
Общие (универсальные) компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
Профессиональные (специальные) компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность - деятельность, для которой требуется комплекс специальных знаний, компетенций и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки.
Профессиональная функция – компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.
Результаты обучения – это набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.
Квалификация – подтверждённая в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определённого круга профессиональных (должностных) обязанностей.
Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.)1.
Профессиональный модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:
Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие – качества жизни и благосостояния россиян.
За последние десятилетия и в профессиональном социологическом сообществе произошли изменения, которые не могут не отражаться на подходах к подготовке студентов-социологов. К числу этих изменений мы отнесли бы, во-первых, формирование и развитие такой сравнительно новой для России отрасли, как сфера маркетинговых и иных прикладных исследований. Ее рост и специфические потребности в определенным образом подготовленных, обладающих набором компетенций в области сбора, анализа и интерпретации данных кадрах предъявляют соответствующие требования к организации высшего образования.
Во-вторых, после создания в конце 1980-х гг. первых социологических факультетов в Москве и Санкт-Петербурге в течение 1990-х гг. возникли и окрепли в кадровом, учебно-методическом и научном отношении, наработали свои интересные практики обучения новые центры социологического образования как в столицах (ВШЭ, ГАУГН, ГУУ, МВШСЭН, МГИМО, РГГУ, РУДН, Европейский университет в Санкт-Петербурге), так и в ряде городов России (Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Саратов, Томск и др.).
В-третьих, в России происходит масштабная реформа высшего образования (как и все прочие, осуществляемая в обстановке ожесточенных дискуссий, а потому являющая собой во многих отношениях компромисс, который не удовлетворяет ни одну из сторон). В контексте этой реформы постепенно выкристаллизовались некоторые инварианты дальнейшего развития: совершается переход на бакалавриат и магистратуру (4 + 2), введение ECTS, кредитных единиц, как базы для оценки трудоемкости и успешности освоения учебных программ студентами, и самое главное - переход от так называемой знаниевой модели образования к модели компетентностной. Представляется, что при всей неоднозначности данного понятия общий вектор ясен: выпускник вуза должен не просто обладать "знанием", а владеть на инструментальном уровне теоретическим аппаратом социологической науки для формулировки модели и гипотез исследования, а также уметь анализировать полученные данные. В этом, а не в знании некоторых общих теоретических положений и методов анализа выражается готовность выпускника социологического факультета к дальнейшей деятельности. .
В предложениях по совершенствованию стандартов второго поколения по направлению "Социология" были впервые заявлены идеи, частично предвосхитившие некоторые из идей стандартов нового поколения. В частности, были предложены и реализованы в макетах стандартов и учебных планов введение зачетных единиц трудоемкости и повышение степени самостоятельности вузов при формировании образовательных программ.
На основе опыта коллективной работы, одобренного академической общественностью на конференциях по итогам программ инновационного проекта развития образования по инициативе ВШЭ в 2007 г. начал формироваться консорциум из представителей ряда ведущих вузов и работодателей, представлявших ряд ведущих исследовательских компаний в области изучения общественного мнения и анализа рынков. Основные задачи консорциума заключались в том, чтобы, опираясь на уже немалый собственный опыт участников, разработать принципы и реализовать новые идеи стандартизации высшего образования с учетом потребностей вузов страны. При этом важно было исключить в третьем поколении стандартов ошибки и несоответствия, характерные для стандартов по социологии второго поколения.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению "Социология" - результат двухлетней деятельности консорциума, окончательно оформленного в феврале 2008 г. Многолетний предшествующий опыт совместной работы по анализу требований образовательных стандартов и созданию стандартов нового поколения не только способствовал успешной разработке ФГОС, но и продолжает играть важную роль на этапе их реализации.
К числу коренных отличий новых ФГОС от образовательных стандартов предыдущих поколений, наряду с отмеченными выше методическими и дидактическими моментами, относится также важный принцип - повышение степени свободы вуза при формировании основных образовательных программ, позволяющее учитывать потребности локального рынка труда и ресурсные возможности вуза.
В стандартах подготовки социологов эти отличительные особенности, единые для всех ФГОС ВПО, органично сочетаются с задачами профессиональной деятельности. Наряду с требованиями работодателей на современном этапе учтены прогнозы запросов завтрашнего дня. С целью устранения мелкотемья», которое являлось одним из недостатков предыдущих стандартов (множество очень маленьких по объему курсов, которые обеспечивают учебную нагрузку преподавателям, но не дают студентам устойчивых знаний и умений), установлен минимальный объем каждой из обязательных дисциплин федеральной части образовательной программы.
Новая идеология стандартизации сочетается с преемственностью образовательного процесса. Речь идет о возможности для вузов не только самостоятельно определять конкретное наполнение учебных дисциплин, но и в значительной степени самостоятельно - исходя из наличия кадров и потребностей локального рынка труда - формировать набор конкретных дисциплин, позволяющих развить у студента определенные компетенции. Это особенно важно при разработке методических материалов для реализации новых стандартов - примерных учебных планов и примерных программ учебных дисциплин.
Рассмотрим подробнее каждую из особенностей новых стандартов с точки зрения проблем их реализации с учетом требований преемственности образовательного процесса.
1. Переход к двухуровневой подготовке (бакалавр - магистр) являлся и до сих пор является предметом ожесточенных споров в академическом сообществе. Для успешной подготовки бакалавра социологии и его востребованности на рынке труда важно преодолеть негативное отношение к бакалавру как к "недоучившемуся специалисту". Разумеется, если идти по пути социальной мимикрии, т.е. все менять, ничего не изменяя, то бакалавриат действительно формируется путем механического сокращения учебных планов специалитета - со всеми сопутствующими негативными последствиями и репутационными потерями для вуза. Однако предлагаемая модель бакалавриата - существенно иная. Об этом свидетельствуют требования стандарта к основной образовательной программе подготовки бакалавра социологии, к тому объему знаний, которыми должен овладеть студент, а также к набору компетенций, которыми должен обладать выпускник-бакалавр. Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, предписанное стандартом, способствует гораздо более активному и быстрому процессу приобретения требуемых компетенций. Рекомендуемые стандартом формы: компьютерные, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии, результаты работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций - должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.