ФГОС третьего поколения по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время.

Содержание работы

Введение
1. Образовательные стандарты третьего поколения как закономерный этап развития образования РФ
1.1. ФГОС как основообразующий элемент системы образования РФ
1.2. Переход системы образования РФ к ФГОС третьего поколения
1.3 ФГОС третьего поколения по социологии и их значение для системы высшего образования в РФ
2.Система зачетных единиц как элемент ФГОС
2.1. Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса
2.2. Общие принципы и основные параметры системы зачетных единиц
2.3. Проектирование календарного графика учебного процесса и основного учебного плана на основе ФГОС с использованием зачетных единиц

Файлы: 1 файл

МАРТЫНОВА!!1.docx

— 77.37 Кб (Скачать файл)

В приложении к диплому вместо перечня дисциплин  может быть указано только название модуля ООП, количество з.е., начисленных  студенту по результатам его освоения, и итоговая оценка. 

  1. Важнейшая задача при «укрупнении» элементов образовательной программы и  проектировании модулей, объединяющих несколько дисциплин и (или) практик, – обеспечение мотивации преподавателей, участвующих в реализации модуля, их стремление к согласованному «студентоцентрированному» подходу.

Рекомендации: вести разъяснительную  работу с преподавателями, повышать их квалификацию, периодически проводить  внутривузовские научно-методические семинары (педагогические чтения), создавать  межкафедральные учебно-методические комиссии, материально и морально поощрять преподавателей, внедряющих инновационные формы организации  учебного процесса.

2.2. Общие принципы и основные параметры системы зачетных единиц

Европейская система перевода и накопления кредитов ECTS введена в действие в 1989 г. в рамках программ Erasmus и Socrates. Она представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.), позволяющий не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, учебного заведения или страны пребывания. При организации образовательного процесса эта система выдвигает на первый план интересы студента, а не преподавателя или вуза, как ранее.

ECTS является инструментом, который помогает разрабатывать и реализовывать международные образовательные программы, присваивать единые «прозрачные» (понятные международному сообществу) квалификации разных уровней образования. Использование ECTS в сочетании с системами квалификаций, базирующихся на результатах обучения, признание квалификаций в разных странах. ECTS применима ко всем типам образовательных программ, независимо от используемых при их реализации образовательных технологий (в том числе дистанционных), форм и видов обучения.

Кредит  ECTS – единица измерения трудоемкости учебной нагрузки студента, выражение номинального времени, необходимого студенту для достижения конкретных результатов обучения. Результаты обучения описывают то, что учащийся, как ожидается, будет знать, понимать или в состоянии сделать после успешного завершения обучения. Кредиты выражают время, затраченное средним студентом на все виды учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, экзамены, самостоятельные исследования и т.д.).

Зачетная  единица по смыслу и функциям соответствует  кредиту ECTS, но ее применение при проектировании и реализации ООП характеризуется  рядом особенностей, обусловленных  заданными во ФГОС и других документах нормативными требованиями (трудоемкость учебной недели в академических часах, существенная разница между установленными часовыми эквивалентами для разных компонентов образовательной программы, продолжительность каникул). Эти особенности будут рассмотрены ниже.

Письмо  Департамента государственной политики в образовании определяет зачетную единицу как «меру трудоемкости образовательной программы». Зачетные единицы, так же как и кредиты, описывают условный «вес» отдельных элементов ООП – дисциплин, модулей, практик, ИГА. Количество зачетных единиц, присвоенное компоненту образовательной программы, выражает общую трудоемкость этого компонента и не зависит от конкретных форм учебной работы, применяемых вузом образовательных технологий и форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Количество  зачетных единиц, отводимых на каждую позицию учебного плана (дисциплину) в ООП, разработанную на основе ФГОС, включает в себя:

А) аудиторную работу (все возможные виды учебных  занятий);

Б) самостоятельную  работу (включая работу под руководством и контролем преподавателя);

В) текущий  контроль успеваемости и мероприятия  промежуточной аттестации (зачет, экзамен, включая время на подготовку и  сдачу экзамена, и т. п.).

Зачетные единицы, так же как  и кредиты, начисляются в случае успешного освоения студентом дисциплины (модуля) после его завершения и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки. Зачетные единицы (кредиты), предусмотренные учебным планом для конкретного компонента образовательной программы, не могут быть начислены студенту частично. Если студент достиг хотя бы минимума запланированных результатов обучения, ему должен быть начислен весь объем зачетных единиц, предусмотренный для данного компонента программы.

Для оценки успешности освоения модуля (дисциплины) дополнительно применяются  различные шкалы оценивания: от традиционной пятибалльной до 100-балльной в рамках балльно-рейтинговой системы. В соответствии с Типовым положением о вузе (п. 46), российское высшее учебное заведение самостоятельно определяет систему оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

ECTS не гарантирует автоматического перезачета кредитов при смене студентом места обучения. Конкретные условия перезачета определяются Договором на обучение – документом, подписываемым студентом, а также направляющим и принимающим его университетами. В договоре могут особо оговариваться, например, требования к количеству контактных часов (времени совместной работы преподавателя и студента). Помимо Договора на обучение, перевод (перезачет) и накопление кредитов регулируются т. н. Основными документами ECTS (Информационный пакет вуза / Каталог курсов, Анкета-заявление студента, Описание достижений, Европейское приложение к диплому), характеристика которых дана в Приложении к данному документу.

Типовое положение о вузе (п. 46) дает российским вузам право самостоятельно определять порядок перезачета результатов освоения дисциплин, изученных студентом в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в рамках реализации программ двустороннего и многостороннего обмена. 

 

 

 

2.2. Проектирование календарного графика учебного процесса и основного учебного плана на основе ФГОС с использованием зачетных единиц

ECTS исходит из того, что учебная нагрузка (объем учебной работы) студента дневной формы обучения в течение одного учебного года составляет 60 кредитов.

Данное  число является результатом договоренности разработчиков системы ECTS и выбрано потому, что может быть поделено на множество кратных долей (2, 3, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30), что важно для модульной организации образовательного процесса.

Объем годовой  учебной работы студентов в большинстве  европейских стран варьируется  в диапазоне от 1500 до 1800 часов (хотя имеются программы и по 2000 часов), следовательно один кредит соответствует 25–30 астрономическим часам. Средняя  трудоемкость учебной недели составляет 1,5 кредита.

Согласно  ФГОС, трудоемкость учебного года при  реализации ООП должна быть равна 60 з. е. Письмо (п. 17) уточняет, что по семестрам в рамках учебного года данное количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

ФГОС  установил соответствие одной зачетной единицы 36 академическим часам.

Типовое положение о вузе (п. 40) определяет максимальный объем еженедельной учебной нагрузки студента равным 54 академическим часам (включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин).

Таким образом, в соответствии с ФГОС, трудоемкость учебной недели при максимально  возможной нагрузке студента составляет 1,5 з.е. 

Типовое положение о вузе (п. 42) предписывает учебному заведению своим уставом определять продолжительность академического часа для всех видов занятий в пределах 45–50 минут.

Письмо (п. 18) разъясняет, что при разработке основных образовательных программ вуз вправе устанавливать часовой эквивалент зачетной единицы в интервале от 32 до 38 академических часов. Это связано с тем, что реальная продолжительность учебного года (в учебных неделях) и установленный вузом объем недельной учебной нагрузки студента (в академических часах) могут варьироваться.

При реализации ООП, созданной на основе ФГОС и использующей систему зачетных единиц, рекомендуется для каждого  направления подготовки или специальности  разрабатывать три вида учебных  планов: основной (базовый) учебный  план, рабочий учебный план и индивидуальный план студента.

Основной (базовый) учебный план вместе с календарным  графиком учебного процесса определяет общие параметры реализации основной образовательной программы: удельный вес (в зачетных единицах) ее компонентов, формирующих те или иные компетенции; распределение зачетных единиц по годам  и семестрам обучения (с выполнением  требования 60 з.е. в год); ежегодное  количество недель теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, физической культуры и факультативов, каникул. Для каждого элемента основного  учебного плана рекомендуется указывать  индексы компетенций (установленных  ФГОС или СОС, а также ООП в  рамках вариативной части), которые  формирует данный элемент.

Рабочий учебный план определяет последовательность освоения элементов ООП, распределение  часов (в пределах установленного для  каждого элемента образовательной  программы количества зачетных единиц), отводимых на аудиторную и самостоятельную  работу, работу студента под руководством (контролем) преподавателя, процедуры  текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации. Данный план служит для  составления рабочих (календарно-тематических) программ учебных дисциплин (модулей) и расписания, а также для расчета нагрузки преподавателей.

Индивидуальный  учебный план студента определяет его  индивидуальную образовательную программу  на семестр или учебный год.

Проектирование  образовательного процесса рекомендуется  начинать с составления календарного графика учебного процесса и расчета  учебного времени в неделях (при  этом необходимо определить, в какие  именно годы обучения и как именно будут учитываться физическая культура и факультативы). Далее рекомендуется  разработать основной учебный план, рабочий учебный план и рабочие  программы дисциплин.

При проектировании графика учебного процесса и расчете трудоемкости ООП и ее компонентов (циклов, дисциплин (модулей), практик, НИР, ИГА, физической культуры) в зачетных единицах необходимо учитывать следующие требования, заданные ФГОС:

  • Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период  (п. 7.9).
  • Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися. Трудоемкость факультативных дисциплин для программ бакалавриата не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения (п. 7.6). Для программ магистратуры ФГОС не вводит ограничений по количеству факультативных дисциплин.
  • Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов; при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов (п. 7.10). Обязательные занятия по физической культуре должны быть учтены в объеме еженедельной общей нагрузки студентов (т.е. должны войти в 54 академических часа). Часы физической культуры не учитываются только при определении объема еженедельных аудиторных занятий.

Необходимо также учитывать  требование Типового положения о  вузе (п. 46): «Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам». Но при этом «формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации вуз определяет самостоятельно».

Приведем  также еще несколько относящихся  к теме выдержек из Письма:

 «19. Вопрос: Может ли трудоемкость  дисциплин  (модулей) и практик определяться  дробным числом  зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин  (модулей) и практик должна  определяться только целым числом  зачетных единиц»;

 «23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе  на ФГОС ВПО норма «один  семестровый экзамен выражается  одной зачетной единицей (три  дня подготовки и один день  на экзамен)», определенная в  письме Министерства образования   Российской Федерации  от 28 ноября  2002 г. N 14-52-988ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах,  включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля)».

Иными словами, ФГОС не регламентирует график учебного процесса и не устанавливает требований к продолжительности экзаменационных  сессий. Вузы, применяющие нелинейную организацию учебного процесса, как  правило, используют балльно-рейтинговую систему учета достижений студентов. При этом в графике учебного процесса могут отсутствовать экзаменационные сессии и, соответственно, часы, при традиционной схеме обучения отведенные на подготовку и сдачу экзаменов, используются для учебной работы студента. Оценка же по дисциплине (модулю) выставляется по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации, которая может проводиться в различных формах (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, подготовка рефератов и т.п.). ФГОС определяет (п. 7.4), что «по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)».

Информация о работе ФГОС третьего поколения по социологии