Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:42, курсовая работа
Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ В РБ…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
на тему «Фонд социальной защиты населения»
Минск 2013
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: социальная политика, социальная защита населения, плательщики налога, объект налогообложения, социальные выплаты, внебюджетные фонды, страхование.
Объектом исследования курсовой работы является страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.
Цель исследования: изучения организации и функционирования Фонда социальной защиты населения.
Используемые методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный подход.
В процессе работы проведены
следующие исследования и разработки:
рассмотрены законодательные
Элементы научной новизны полученных результатов: в результате критического анализа организации и функционирования Фонда социальной защиты населения, выработаны основные направления по совершенствованию его деятельности.
Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выявить и предложить новые, прогрессивные формы организации деятельности Фонда социальной защиты населения с целью повышения эффективности и результативности управления его функционированием.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
(подпись студента)____________
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной. Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.
Социальная защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также классификации самой социальной защиты.
В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни от несчастных случаев.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Денежные средства Фонда
являются республиканской
На сегодняшний день
система социального
Рыночная система
Политика социальной защиты состоит в нейтрализации источников социальной защищенности. Это – система мер государства, направленных на защиту населения от социальных рисков.
Таким образом, данная курсовая работа посвящена развитию социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Также актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной актуальностью социальной защиты, особенно в условиях до конца не преодоленного мирового финансового кризиса.
Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
Предметом исследования является социальная защита как экономическая категория.
Объектом исследования выступают отношения в экономике, возникающие по поводу организации и функционирования механизма социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка
образования и формирования
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования
Тема данного исследования хорошо разработана на страницах печати. При написании работы широко использовались труды экономистов, исследовавших теоретические и практические аспекты функционирования механизма социальной защиты населения: В. Грихутика, А. Чернюк, А. Солодовченко, М.К. Воробьев, В. Дражин.
В процессе исследования
применялись общенаучные
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 41 страницу, 1 рисунок, 28 источников.
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ.
В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.
В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» и в составе Наркомата социального обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.
В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.
Провозглашенная в конце
80-х годов в бывшем СССР перестройка
вызвала изменения в
В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Он функционирует с 1 июля 1993г. и является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения [1, с.140].
Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.
Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [2, с.99-100].
В своей деятельности Фонд социальной защиты населения опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995г [3, с.216-217].
Для обеспечения деятельности фонда создается центральный аппарат, а также аппараты местных органов фонда - областные (Минское городское) управления, городские, районные и районные в городах отделы Фонда. В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 153 городских, районных и районных в городах отделов.
Фонд, областные (Минское городское) управления фонда являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Право юридического лица может придаваться городским, районным в городах отделам фонда.
Орган управления Фонда - правление. Исполнительным руководителем Фонда социальной защиты населения является управляющий Фондом. Структура центрального аппарата отражена на рисунке 1.
|
Управляющий фондом |
|
||
|
||||
1-ый заместитель управляющего фондом |
Заместитель управляющего фондом | |||
|
| |||
Контрольно-ревизионный отдел |
Управление учета и |
Отдел организации | ||
|
||||
Управление социального |
Планово-экономический отдел |
Управление разработки, внедрения и эксплуатации АСУ | ||
Отдел методологии сбора страховых взносов |
Отдел организационно правовой работы и кадров |
|||
|
||||
Общий отдел |
Рисунок 1.1 – Структура центрального аппарата Фонд
Наличие системы социальной зашиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.