Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ В РБ…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39

Файлы: 1 файл

фонд соц.защиты.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Фонд социальной защиты населения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

РЕФЕРАТ

 

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита населения, плательщики налога, объект налогообложения, социальные выплаты, внебюджетные фонды, страхование.

Объектом исследования курсовой работы является страховые  взносы в Фонд социальной защиты населения.

Цель исследования: изучения организации и функционирования Фонда социальной защиты населения.

Используемые методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный подход.

В процессе работы проведены  следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, инструкции и  методические рекомендации в области организации и функционирования Фонда социальной защиты населения.

Элементы научной новизны  полученных результатов: в результате критического анализа организации и функционирования Фонда социальной защиты населения, выработаны основные направления по совершенствованию его деятельности.

Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выявить и предложить новые, прогрессивные формы организации деятельности Фонда социальной защиты населения с целью повышения эффективности и результативности управления его функционированием.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

(подпись студента)_________________

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4

1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7

2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12

3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ  В РБ…………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран. Необходимость в  ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень  системы социальной защиты населения  предопределены факторами личного  характера, системными изменениями  экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной. Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.

Социальная защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также классификации самой социальной защиты.

В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни от несчастных случаев.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным  внебюджетным страховым фондам и  является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Денежные средства Фонда  являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках. Имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления.

На сегодняшний день система социального страхования  Республики Беларуси переживает не лучшие времена. В наиболее сложном положении находится главная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий.

Рыночная система хозяйствования предполагает воздействие на социальные отношения различных видов риска. Эти риски прямо или косвенно отражаются на уровне доходов хозяйствующих субъектов.

Политика социальной защиты состоит в нейтрализации  источников социальной защищенности. Это – система мер государства, направленных на защиту населения от социальных рисков.

Таким образом, данная курсовая работа посвящена развитию социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Также актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной актуальностью социальной защиты, особенно в условиях до конца не преодоленного мирового финансового кризиса.

Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.

Предметом исследования является социальная защита как экономическая категория.

Объектом исследования выступают отношения в экономике, возникающие по поводу организации и функционирования механизма социальной защиты.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;

 -изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;

-рассмотрение порядка  образования и формирования средств  Фонда социальной Защиты населения.

-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования

Тема данного исследования хорошо разработана на страницах  печати. При написании работы широко использовались труды экономистов, исследовавших теоретические и  практические аспекты функционирования механизма социальной защиты населения: В. Грихутика, А. Чернюк, А. Солодовченко, М.К. Воробьев, В. Дражин.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, системный подход.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 41 страницу, 1 рисунок, 28 источников.

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ.

В Беларуси система социального  страхования в современном его  понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В начале 1922 года Советом  Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» и в составе Наркомата социального обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

В 1933 году социальное страхование  передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального  страхования, санатории, дома отдыха и  другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка  вызвала изменения в организации  и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 «Об организации пенсионного Фонда СССР» и №827 «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР». В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 «Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь». Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики [2, с.99].

В целях совершенствования  системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Он функционирует с 1 июля 1993г. и является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения [1, с.140].

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его  присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [2, с.99-100].

В своей деятельности Фонд социальной защиты населения опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995г [3, с.216-217].

Для обеспечения деятельности фонда создается центральный  аппарат, а также аппараты местных  органов фонда - областные (Минское  городское) управления, городские, районные и районные в городах отделы Фонда. В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 153 городских, районных и районных в городах отделов.

Фонд, областные (Минское  городское) управления фонда являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Право юридического лица может придаваться городским, районным в городах отделам фонда.

Орган управления Фонда - правление. Исполнительным руководителем Фонда социальной защиты населения является управляющий Фондом. Структура центрального аппарата отражена на рисунке 1.

 

 

Управляющий фондом

 
   

   

1-ый заместитель управляющего  фондом

     

Заместитель управляющего фондом

     

Контрольно-ревизионный отдел

 

Управление учета и финансирования

 

Отдел организации персонифицированного учета

       

Управление социального страхования

 

Планово-экономический отдел

 

Управление разработки, внедрения  и эксплуатации АСУ

         

Отдел методологии сбора страховых  взносов

 

Отдел организационно правовой работы и кадров

   

       

Общий отдел

       

Рисунок 1.1 – Структура центрального аппарата Фонд

 

Наличие системы социальной зашиты населения  характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень  системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения