Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:42, курсовая работа
Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ В РБ…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39
Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широко аспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих - обеспечения неработающих и т.д.
Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника - немецкого канцлера Бисмарка, и систему Бевериджи [4, с.72].
В первой группе установлена жесткая связь между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип социальной защищенности носит накопительный характер. Помимо этого, в системе Бисмарка существует защита солидарного характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена для семей с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.
Социальная защита по системе Бевериджи дает право на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности [4, с.76]
В мировой практике «бисмарковская» и «бевериджская» системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормилица, безработицы и т.д.
Таким образом, финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь осуществляет государственное управление финансами социального страхования, является самостоятельной финансово-кредитной организацией, организует свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, непосредственно подчиняясь Правительству Республики Беларусь.
Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
- финансирование расходов на пенсии, пособия на детей и другие социальные выплаты в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании;
- сбор и аккумуляция
страховых взносов,
- осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;
- международное сотрудничество
по проблемам, связанным с
В целях обеспечения выполнения указанных задач Фонд:
- осуществляет финансирование государственных пенсий, пособий и других социальных выплат;
- готовит предложения о размерах страховых взносов и вносит их на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для последующего внесения на утверждение Верховным Советом Республики Беларусь;
- определяет порядок использования средств Фонда;
- осуществляет контроль за правильным расходованием средств Фонда;
- координирует работу
местных органов Фонда и
- обеспечивает на территории
республики установленный
- сотрудничает с международными организациями и государствами по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров и соглашений Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования;
- обеспечивает капитализацию
средств Фонда, а также
- осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;
- участвует в рассмотрении
предложений министерств и
облисполкомов и Минского горисполкома,
предприятий и организаций об
установлении и дифференциации тарифов
взносов на государственное
социальное страхование в зависимости
от опасности, вредности,
тяжести работ и других условий труда; ,
- совместно с Государственным комитетом Республики Беларусь по экономике и планированию, Министерством социального обеспечения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Государственным комитетом Республики Беларусь по труду и социальной защите населения, профсоюзами и другими общественными объединениями, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей, определяет направления расходования на социальное обеспечение и благотворительные цели средств, поступающих в качестве добровольных взносов, а также доходов от капитализации средств Фонда и иных источников, обеспечивает их рациональное использование;
- участвует в подготовке
предложений по
- изучает и обобщает
практику применения
- организует государственный
банк данных по всем
- проводит разъяснительную
работу среди населения и
- ведет в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность [5 с.43].
Достаточно большая доля в доходах бюджета принадлежит Фонду социальной защиты населения.
Средства Фонда в
соответствии с действующим
- страховых взносов нанимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обязательных страховых взносов граждан;
- ассигнований из
- добровольных взносов
(в том числе валютных
- средств нанимателей,
предназначенных на выплату
- средств, поступающих по регрессным искам.
Взимание взносов на государственное социальное страхование, перечисление добровольных взносов и иных поступлений, зачисление средств Фонда, на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, определяемом Правлением Фонда совместно с Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством социального обеспечения Республики Беларусь, Государственным комитетом Республики Беларусь по труду и социальной защите населения, Национальным банком Республики Беларусь [5, с.43].
Средства Фонда направляются на:
1) на выплату:
- пенсий по возрасту,
в том числе для работающих
пенсионеров, по инвалидности, по
случаю потери кормильца, за
выслугу лет, социальных пенсий
- пособий по социальному
страхованию (пособия по
- расходов на оздоровление трудящихся (санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и детско-юношеских спортивных школ);
- ежемесячных пособий и надбавок к ним. семьям, воспитывающим детей;
- ежемесячных пособий по уходу за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим 80-летнего возраста;
- ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;
- пенсий гражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
2)повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;
3)оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4)возмещение расходов
по оформлению регрессных
5)обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Фонда [5, с.44].
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:
- работодатели - юридические
лица (включая иностранные
- работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и творческие работники и другие;
Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели [12, с 13-18].
Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.
Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.[1, с.139]
Выплаты, включенные в Перечень выплат, на которые взносы не начисляются:
1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).
2. Государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.