Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ В РБ…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39

Файлы: 1 файл

фонд соц.защиты.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широко аспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих - обеспечения неработающих и т.д.

Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той  или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника - немецкого канцлера Бисмарка, и систему Бевериджи [4, с.72].

В первой группе установлена  жесткая связь между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип социальной защищенности носит накопительный характер. Помимо этого, в системе Бисмарка существует защита солидарного характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена для семей с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.

Социальная защита по системе Бевериджи дает право  на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено  обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности [4, с.76]

В мировой практике «бисмарковская»  и «бевериджская» системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормилица, безработицы и т.д.

Таким образом, финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

 

2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь осуществляет государственное управление финансами  социального страхования, является самостоятельной финансово-кредитной организацией, организует свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, непосредственно подчиняясь Правительству Республики Беларусь.

Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:

- финансирование расходов  на пенсии, пособия на детей  и другие социальные выплаты  в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании;

- сбор и аккумуляция  страховых взносов, предназначенных  для пенсионного обеспечения,  выплаты пособий и других расходов;

- осуществление расширенного  воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

- международное сотрудничество  по проблемам, связанным с социальным  страхованием [5, с 42] .

В целях обеспечения  выполнения указанных задач Фонд:

- осуществляет финансирование  государственных пенсий, пособий  и других социальных выплат;

- готовит предложения о размерах страховых взносов и вносит их на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для последующего внесения на утверждение Верховным Советом Республики Беларусь;

- определяет порядок  использования средств Фонда;

- осуществляет контроль  за правильным расходованием  средств Фонда;

- координирует работу  местных органов Фонда и оказывает  необходимую методическую помощь;

- обеспечивает на территории  республики установленный законодательством  Республики Беларусь порядок  аккумуляции в Фонд страховых  взносов и иных поступлений;

- сотрудничает с международными организациями и государствами по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров и соглашений Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования;

- обеспечивает капитализацию  средств Фонда, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- осуществляет контроль  за своевременным и полным  поступлением в Фонд страховых  взносов и согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

- участвует в рассмотрении  предложений министерств и ведомств, 
облисполкомов и Минского горисполкома, предприятий и организаций об 
установлении и дифференциации тарифов взносов на государственное 
социальное страхование в зависимости от опасности, вредности, 
тяжести работ и других условий труда; ,

- совместно с Государственным  комитетом Республики Беларусь  по экономике и планированию, Министерством социального обеспечения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Государственным комитетом Республики Беларусь по труду и социальной защите населения, профсоюзами и другими общественными объединениями, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей, определяет направления расходования на социальное обеспечение и благотворительные цели средств, поступающих в качестве добровольных взносов, а также доходов от капитализации средств Фонда и иных источников, обеспечивает их рациональное использование;

- участвует в подготовке  предложений по совершенствовании  государственного социального страхования,  порядка повышения пенсий и пособий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростов заработной платы;

- изучает и обобщает  практику применения нормативных  актов по вопросам уплаты страховых  взносов и вносит в Совет  Министров Республики Беларусь предложения по ее совершенствованию;

- организует государственный  банк данных по всем категориям, плательщиков страховых взносов в Фонд;

- проводит разъяснительную  работу среди населения и юридических,  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции Фонда, информирует  общественность республики о  своей деятельности;

- ведет в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность [5 с.43].

Достаточно большая  доля в доходах бюджета принадлежит  Фонду социальной защиты населения.

Средства Фонда в  соответствии с действующим законодательством  образуются за счет:

- страховых взносов нанимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

- обязательных страховых  взносов граждан;

- ассигнований из республиканского  бюджета (на выплату пенсий  и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям, других расходов в соответствии с законодательством);

- добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  от физических и юридических  лиц, а также части доходов  от капитализации средств Фонда  и иных поступлений. При этом средства должны передаваться под процент, как правило, не менее чем зачетная ставка Национального банка Республики Беларусь;

- средств нанимателей,  предназначенных на выплату пенсий  в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 12 Закона Республик Беларусь «О пенсионном обеспечении»;

- средств, поступающих  по регрессным искам.

Взимание взносов на государственное социальное страхование, перечисление добровольных взносов  и иных поступлений, зачисление средств  Фонда, на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, определяемом Правлением Фонда совместно с Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством социального обеспечения Республики Беларусь, Государственным комитетом Республики Беларусь по труду и социальной защите населения, Национальным банком Республики Беларусь [5, с.43].

Средства Фонда направляются на:

1) на выплату:

- пенсий по возрасту, в том числе для работающих  пенсионеров, по инвалидности, по  случаю потери кормильца, за  выслугу лет, социальных пенсий;

- пособий по социальному  страхованию (пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности  и родам, по случаю рождения  ребенка, на погребение);

- расходов на оздоровление  трудящихся (санаторно-курортное лечение  и отдых трудящихся и их  детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и детско-юношеских спортивных школ);

- ежемесячных пособий и надбавок к ним. семьям, воспитывающим детей;

- ежемесячных пособий  по уходу за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим 80-летнего возраста;

- ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;

- пенсий гражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

2)повышение социальных  пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

3)оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4)возмещение расходов  по оформлению регрессных исков;

5)обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Фонда [5, с.44].

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь являются:

- работодатели - юридические  лица (включая иностранные юридические  лица, осуществляющие деятельность  на территории. Республики Беларусь), их представительства, филиалы,  индивидуальные предприниматели  и частные нотариусы, представляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах;

- работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и творческие работники и другие;

Обязательные страховые  взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели [12, с 13-18].

Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.

Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.[1, с.139]

Выплаты, включенные в Перечень выплат, на которые взносы не начисляются:

1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).

2. Государственные пособия,  выплачиваемые за счет средств  республиканского бюджета и государственного социального страхования.

  1. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь в возмещение морального вреда, причиненного работникам.
  2. Компенсации, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (кроме компенсаций, выплачиваемых: за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
  3. Стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, установленными законодательством РБ, специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в соответствующих законодательству случаях сумма денежных затрат по их приобретению; форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  4. Стоимость наград в денежном или натуральном выражении, присуждаемых за призовые места на районных, областных, республиканских соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных соревнованиях.
  5. Единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения