Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения;
-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
-изложение путей реформирования системы государственного социального страхования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР И РБ……………………………………………………………………….7
2. ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………12
3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПЛАТ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ НАСЕЛЕНИЮ В РБ…………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39

Файлы: 1 файл

фонд соц.защиты.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

- сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием последнего;

- равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

- возвратность пенсионных и других страховых платежей по замкнутой траектории;

- индивидуальный учет не только уплаченных взносов, но и полученных страховых выплат;

- целевое использование страховых взносов на выплату пенсий;

- эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

- консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахованных;

- увеличение страховых выплат в накопительном звене за счет полученных инвестиционных доходов;

- прямую зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;

- адекватность величины пенсии современным условиям — сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения путем индексации пенсионного капитала.

Нуждается в изменении  система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики  банкротство, реорганизация предприятий  стали носить массовый характер. При  этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить  трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате  и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в  государственном социальном страховании  за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в  правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [8, с. 28].

При сегодняшней системе  социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор средств и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости  обеспечить функционирование накопительной  системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности, системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

Даже наш небогатый  опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами свидетельствует  о перспективности этого направления. Опираясь на мировой опыт, эта сфера  деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Система социального  страхования также требует глубокой трансформации, которая обусловлена  необходимостью более справедливого  распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий [9, с.65]. Более жесткое равновесие между суммой уплаченных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тарифов на социальное страхование относительно базового тарифа. Необходимо осуществить более детальную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тарифа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахованного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью застрахованного; на санаторно-курортное лечение и др.) и суммам страховых выплат.

Страховые взносы в фонд и отношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанавливаются  государством и являются облигаторными  платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Страховые тарифы установлены произвольно, без необходимой оценки социальных рисков и актуарных расчетов. Тогда как страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страховых событий.

Для действия подлинного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страховщиком в  лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами фонда. В связи с возможностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государством страховых тарифов  без подробного анализа обширных статистических данных и актуарных  расчетов крайне нерационально. Введение частичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произошедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания полноценной разветвленной системы пенсионного страхования с введением обязательного государственного накопительного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к проблемам ранней диагностики серьезных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках государственного социального страхования рассмотреть возможность введения нового вида страхования — диагностического. Подобное государственное социальное страхование существует во многих цивилизованных странах и предусматривает выплаты на медицинское обследование каждые два года для застрахованных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у женщин с 20-летнего возраста, у мужчин – с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно актуальным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспособности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посещающих амбулаторно-поликлинические учреждения [10, с.72].

Значительным скрытым  резервом увеличения доходов бюджета  ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. Наличие значительной численности неработающего официально и, соответственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных доноров системы фонда.

Несмотря на огромную проделанную работу по персонифицированному учету, большое число граждан  остается за рамками государственного пенсионного и социального страхования в нарушение принципа всеобщности и обязательности. В связи с этим необходимо ужесточить условия обязательной регистрации в системе персонифицированного учета плательщиков страховых взносов для всех граждан Республике Беларусь.

Аккумуляция взносов на пенсионное и социальное страхование в казначействе Министерства финансов нарушает один из основных принципов пенсионного и социального страхования — автономности средств. Средства республиканского бюджета и бюджета пенсионного и социального страхования имеют разную природу и направленность. Средства фонда представляют собой пенсионно-страховой капитал, который формируется в основном за счет целевых страховых взносов и должен быть направлен на формирование страховых резервов, капитализацию и использован строго по целевому назначению.

Консолидация средств  пенсионного и социального страхования  в бюджете позволяет использовать их на общегосударственные нужды  в интересах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугубляться, поскольку построение эффективной и рациональной системы пенсионного страхования в условиях консолидации бюджета ФСЗН практически невозможно. Должна быть создана разветвленная система пенсионного страхования, основанная на распределительно-накопительных принципах и автономии государственного страхования досрочных пенсий. Финансовые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система социального страхования должна предусматривать автономию отдельных видов страхования с установлением дифференцированных тарифов, основанных на оценках возможных рисков и анализе многолетних фактических данных.

Социальные издержки переходного периода, влияние негативных демографических факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением страховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усиливает негативное действие нецелевого расходования средств.

Число пенсионеров с  каждым годом увеличивается, а количества трудоспособного населения, наоборот, уменьшится. По этой причине пополнение пенсионного фонда реальными деньгами становится все более проблематично.

Многие эксперты в  данной области считают, что если все останется так, как есть, то лет через 40 на каждую сотню трудоспособных граждан придется 90 человек, достигших нетрудоспособного возраста. В связи с этим на разных уровнях все чаще заходит речь о повышении пенсионного возраста как об одном из путей увеличения пенсионных гарантий.

При этом некоторые специалисты  убеждены, что рынок труда Беларуси не сможет спасти ни государственная  поддержка повышения рождаемости, ни привлечения мигрантов из-за границы. С предложение поднять пенсионную планку в Совет Министров Республики Беларусь дважды входило Министерство труда и социальной защиты [16, с.78].

На данный момент в  Республике Беларусь пенсионная система  и система социального обеспечения  в целом, давно и безнадежно устарели. В то время как все страны бывшего СССР в той или иной мере уже реформировали свои аналогичные системы. В Республике Беларусь есть социальный налог в виде отчислении в Фонд социальной защиты населения, а Закон об основах государственного социального страхования, принятый еще в прошлом столетии, хоть и никем не отменен, но практически всеми забыт. А ведь именно в этом правовом акте была выстроена вся система страхования.

Кроме того, нанимателям  не безразлична налоговая нагрузка на фонд оплаты труда через фонды  социального страхования: 34%. которые они платят, тяжким грузом ложатся на себестоимость и конкурентоспособность продукции белорусских предприятии.

Еще одни существенным недостатком  существующей пенсионной системы, является «уравниловка» между максимальной и минимальной пенсиями; отсутствует нормальная привязка пенсионных выплат к заработной плате того или иного работника в период его трудовой деятельности. Нет и накопительной системы, индивидуальных счетов.

Как отмечает в своем  докладе «Создание эффективной  системы социальных пособий в Беларуси» старший специалист по вопросам социальной защиты Всемирного банка, специалист по вопросам реформирования системы социальных пособий в Восточной Европе и СНГ Катерина Петрина (Украина) – «что необходимо изменить идеологию, подход к решению проблемы. А сами конкретные меры - изменение параметров и сумм выплат - может принимать уже технический персона. Сегодня даже те небольшие наработки, что сделаны в этой сфере в Беларуси, тяжело воспринимаются и обществом, и государственными чиновниками.

Идеологические различия систем социального страхования  в развитых странах и Беларуси заключаются прежде всего в том, что, например, в Европе помощь оказывается не тому или иному человеку, а домохозяйству или семье, которые по тем или иным причинам временно оказались в трудном материальном положении. Пособие не будет выплачиваться ни пожизненно, ни в течение определенного времени (скажем, детям до 18 лет). Государство не только материально помогает такой семье, но и способствует трудоустройству ее членов, чтобы они смогли себя обеспечить. И когда эта цель достигается, выплата пособия прекращается.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения