Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе………………………………………………………………………….....9
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в Российской Федерации………………………………………………………..16
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы…………...21
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе……………………………21
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………......33
Федеральное агентство по образованию
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарный
Кафедра социальной работы и социологии
ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(СРС.77000.098.КР)
________________Е.С.Медведева
Красноярск 2012
Реферат
Тема курсовой работы «Формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом. История и современность»
Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.
Курсовая работа состоит из двух частей:
В первой главе «Система подготовки социальных работников в России», трактуется становление системы подготовки социальных работников в России, общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе и проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ.
Во второй главе «Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы», анализируются общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе и зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе.
Метод исследования – теоретический анализ и синтез научной и учебной литературы.
Курсовая работа выполнена на 34 страницах текста, с использованием 26 источников литературы.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика
системы подготовки кадров по
социальной работе…………………………………
1.3 Проблемы подготовки
специалистов по социальной работе в Российской
Федерации………………………………………………………
2. Зарубежный опыт подготовки
специалистов социальной
2.1 Общепринятые требования
к подготовке специалистов по
социальной работе…………………………………
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………....
Введение
Социальная работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.
В современных условиях возникает
необходимость формирования гибкой
распределенной системы дополнительного
пожизненного образования, с помощью
которой человек может
Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.
Поэтому чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.
Глубинным для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью. Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовка специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур.
В процессе обучения недостаточно внимания уделяется практическому обучению, недостаточно разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста.
Предметом исследования является подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом исследования являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Степень разработанности: над данной темой работали: Гришанова Н.А. , Шишкина О.В. , Закатова И. и другие.
Цель данной курсовой работы - изучить формы подготовки социальных работников в России.
Задачи курсовой работы:
1. Описать становление системы подготовки социальных работников, дать общую характеристику.
2. Раскрыть проблемы подготовки специалистов по социальной работе и рассмотреть общепринятые требования.
1. Система подготовки социальных работников в России
1.1 Становление системы
подготовки социальных
Центральным понятием в системе
профессиональной социальной работы является
понятие «социальное
Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, прежде всего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., а точнее - об особенностях становления в стране современной системы, ее первоначальном этапе [28, с.79-85] .
Весомых оснований для
утверждения, что в России существует
система социального
В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников — в настоящее время их число увеличилось до 140. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в более чем 80 высших учебных заведениях - государственных, муниципальных и частных. Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Московский государственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы. К числу ведущих вузов, осуществляющих подготовку социальных работников, следует отнести Алтайский государственный университет, Социально-технологический институт МГУСа, Институт молодежи. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подошли к разработке и реализации учебных планов и учебных программ; уделяют должное внимание современным обучающим технологиям; подготовили и издали лучшие учебники и учебные пособия по теории, технологии социальной работы, социальному проектированию и социальному моделированию; в наибольшей мере использовали зарубежный опыт в области подготовки профессиональных социальных работников. Профессорско-преподавательский состав этих вузов разработал первый Энциклопедический словарь по социальной работе, первую в России Энциклопедию социальной работы [1, с.57-59] .
Сегодня подготовка специалистов
по социальной работе нуждается в
корректировке, прежде всего в области
технологии обучения будущих социальных
работников. В то же время вузы нуждаются
в государственной поддержке, финансовой
помощи, материально-техническом обеспечении
процесса переподготовки профессорско-
На федеральном, региональном
и местном уровнях
По инициативе Минсоцзащиты,
а затем Минтруда России реализован
проект переподготовки социальных реабилитологов
для специализированных учреждений
социального обслуживания; по инициативе
Министерства образования России осуществляется
переподготовка школьных психологов.
Опыт показывает, что в переподготовке
специалистов социальных служб заметную
роль играют общественные, неправительственные
организации. Реформа системы социальной
защиты в Российской Федерации при
всех ее недостатках и неэффективности
все-таки позволила привлечь через
различные агентства
Социальные службы и органы социальной защиты активно занимаются повышением квалификации социальных работников при наличии у них глубокой мотивации к выполнению профессиональной социальной работы и стремления к самосовершенствованию в сфере социальной защиты населения. Процесс повышения квалификации в настоящее время получил широкое распространение - в связи с приходом в службы профессиональных социальных работников, социальных педагогов, практических психологов и повышением требований к социальным работникам со стороны как клиентов, так и руководящих органов системы социальной защиты (проведение аттестации, тарификация, использование системы поощрений и т.д.)[27, с.24].
К концу 90-х гг. в России сложились различные системы повышения квалификации - от региональных моделей социального образования до блочно-модельных систем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальных служб и органов социальной защиты. Эффективность этой работы во многом будет определять действенность каждого специалиста социальной службы, какую бы должность он ни занимал.
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной
работе
Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.
Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом