Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе………………………………………………………………………….....9
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в Российской Федерации………………………………………………………..16
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы…………...21
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе……………………………21
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………......33
Неопределенность и
Становление профессионализма
всегда начинается с профессиональной
подготовки и воспитания специалистов,
поэтапного формирования системы практических
навыков системы социальной работы
и профессионального
Серьезную проблему подготовки
специалистов по социальной работе представляет
собой и слабая государственная
поддержка, недостаток финансирования,
материально-технического обеспечения
процесса переподготовки профессорско-
Также одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.
Сегодня всеобщее признание получила идея о том, что строить практику социальной работы лишь по модели, фокусирующейся на проблемах только индивидуальных клиентов (индивидуально-центрированная модель), недостаточно.
В качестве альтернативного подхода часто предлагается работа на макроуровне, направленная больше на изменения в рамках всего общества, в том числе в социальной политике, планировании, социальной деятельности, чем на индивидуальное консультирование или работу со случаем.
Это привлекательная модель,
но необходимо помнить, что практическая
социальная работа осуществляется в
весьма политизированном контексте. В
интересах здравого смысла социальным
работникам можно предложить не ставить
перед собой максималистских
целей. В профессиональные обязанности
социального работника не входит
фундаментальное изменение
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной
работы
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной
работе
Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.
Для начала, остановимся
на такой важной проблеме, как отбор
и поступление молодежи в учебное
заведение для получения
В Норвегии, например, от соискателей
требуется соответствующий
В Дании высок уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отбора поступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз [19].
В Италии и Испании нижняя возрастная граница - 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.
В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возраст поступающих - 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам.
В Греции предпочтение также отдается мужчинам.
В Турции принимается равное
количество мужчин и женщин, собеседование
проясняет психологическую
В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать два официальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать; предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.
Лишь в немногих странах,
например, в Швеции и Финляндии
отсутствуют радикальные
Таким образом, большинство
стран, входящих в Международную
ассоциацию школ социальной работы, предъявляют
к претендентам на обучение социальной
работе целую систему определенных
требований, что в свою очередь
влияет на более эффективную
Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.
В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность.
Рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня допрофессиональной подготовки и четыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра [16, с.72].
На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).
Несмотря на значительные
различия в подходах к социальной
работе и ее преподаванию, учебные
планы обычно включают в себя общие
элементы - практическую подготовку, социологические
и психологические концепции
человеческого поведения и
Разногласия относительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этих планов характерны для многих стран.
Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерный академизм, что, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.
Западная модель преподавания
социальной работы, особенно североамериканская,
оказывает существенное влияние
на учебные программы многих стран.
Однако не все преподаватели приветствуют
такое влияние. Они сомневаются
в целесообразности применения западной
модели в тех странах, где культурные
традиции, социальная структура и
экономические условия
В отдельных странах
Выяснив, что единого набора требований к подготовке специалистов по социальной работе не существует, каждое государство само определяет этот набор, но как проблема существует влияние западной модели преподавания социальной работы, что не приветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе.
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом
До определённого времени лидером в области составления программ по подготовки специалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.
Практическое обучение в
американских учебных заведениях социального
профиля представляет собой экспериментальную
форму преподавания и учения, при
которой студент получает помощь
по сознательному привнесению
Практическое обучение социальных
работников оценивается как сложный,
многослойный процесс, конкретной целью
которого является создание связи между
академическим обучением и
Приоритетными областями
программы обучения социальных работников
в США являются: политика и услуги
в области социального
Однако в последние
годы в профессиональном мире начали
высказываться сомнения в универсальной
эффективности американской модели
профессиональной подготовки социальных
работников. Ведущий американский специалист
профессор Хантер-университета (Нью-Йорк)
Ч. Казетта констатировал конец
американской монополии в учебных
планах по социальной работе, приводя
убедительные аргументы в своем
докладе под характерным
Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирующая американская модель может стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соответствию местным и мировым проблемам.
Европейская модель практического
обучения специалистов в области
социальной работы имеет существенные
отличия от американской, что обусловлено
исторически сложившимися традициями
в практике и богатым опытом (первые
программы профессиональной подготовки
социальных работников появились сначала
в Амстердаме, затем в Берлине,
Лондоне; ведущая роль Церкви в социальной
работе; наличие разнообразных
В Великобритании, как и
в США, студенты изучают социальную
работу на двух уровнях: колледжа и
агентства (аудиторный и практический
курсы). В последние годы обучение
в агентствах стало играть более
значительную роль, чем прежде. Огромное
внимание стало уделяться обучению
и поддержке сотрудников
Их основная задача - совершенствование профессиональных навыков студентов независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам.
Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом