Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе………………………………………………………………………….....9
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в Российской Федерации………………………………………………………..16
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы…………...21
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе……………………………21
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………......33

Файлы: 1 файл

курсовая работа на защиту 31.docx

— 66.97 Кб (Скачать файл)

Практика в агентстве  занимает у студента около половины всего объема учебного времени, из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней. Основные модели практического  обучения социальных работников классифицированы (Таблица 2.1) [8, с.46-49].

Таблица 2 Основные модели практического обучения социальных работников

1

2

Модели практического  обучения социальных работников

Содержание модели, отличительные  черты.

1. Модель личностного  роста и развития

Основана на использовании  терапевтических моделей практики в моделях обучения. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы студента с клиентом. Опора на психологические теории.

2. "Ученическая" модель

Создана по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики  наблюдают за работой на ткацких  станках опытных специалистов. Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы. Опора на теории поведения.

3. Управленческая модель

В данной модели отношение  к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики - управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов  практики соотносятся с политикой  агентства, среди которых главный - результаты работы студента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил.

1

2

4. Модель структурированного  обучения

Основана на использовании  учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются  различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в "команде"). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ  работы студентов, также предъявляются  определенные требования к оценке на основе критериев компетентности. Студент  работает под непосредственным наблюдением  и контролем руководителя практики. Опора на теории обучения взрослых.


 

Все большее распространение  в последние годы приобретает  модель структурированного обучения как  обещающая наибольшую эффективность.

Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы  преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой  уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время  меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы [30, с.72-75]. 

Важнейшим условием доступа  к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном  экзамене, и наличие полного среднего образования, которое подтверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему  дипломом профессионального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух - или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной аттестацией нанимателя или организации. Все это направлено на защиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу.

Подготовка социальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методики и т.д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные  аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения  концентрируют в себе многолетний  опыт социальной практики в данном регионе, апробируют различные модели и формы деятельности, аккумулируют значительный потенциал в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников социальной сферы.

При подготовке специалистов по социальной работе в Нидерландах  существует две программы обучения; курс полной рабочей недели и курс частичной занятости. Оба - по 4 года обучения [25, с.53-54].

Это социальное обслуживание, которое поддерживает людей в  следующих областях: развитие общества, отдых, обучение взрослых, искусство  и культура.

Студенты должны быть обучены  активизировать, стимулировать и  поддерживать людей в их социальной, культурной жизни, помогать организовывать досуг. В программе, помимо теории и  методического обучения, много времени  отводится творческим предметам: драме, музыке, аудиовизуальному обучению, танцам или спорту. Студенты учатся исследовать  и применять возможности этих видов деятельности в своей профессиональной практике.

Обучающая программа "Социальная работа и социальная служба" включает четырехлетнее профессиональное обучение профессии социального работника. В течение года студентов знакомят с различными теориями, группами целей, навыками, методами и профессиональными областями. Программа обучения заканчивается научной работой или заключительным проектом (заключительным собеседованием).

В Исландии социальное образование - официально признанная профессия, разрешенная  Министерством здравоохранения  и социальной защиты. Социальные работники  осуществляют свою деятельность главным  образом с людьми всех возрастов  с ограниченными возможностями, а также с их семьями. Чтобы  работать социальным работником, нужно  получить свидетельство, выпущенное Министерством  здравоохранения и социальной защиты. Свидетельство выдается тем, кто  выполнил требования на степень бакалавра (3-летняя программа) отделом Социального  образования в Исландском университете образования или эквивалентной  программой иностранного университета. 

Образование базируется на официальном регулировании работы, места работы и рабочей практики специалистов по социальной работе. Оно  включает: социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую, реабилитационную и этическую подготовку наряду с  практическим обучением, Образовательное  обучение направлено на удовлетворение потребностей людей с ограниченными  возможностями. Индивидуальная оценка по всем главным предметам проводится в течение трех лет обучения и  включает обязательную работу студентов, различные экзамены, научно-исследовательскую  работу и заключительную научную  работу.

В настоящее время уровень  подготовки специалистов по социальной работе - 4 года, а основная программа  обучения - 3 года.

В Норвегии образование социальных работников проходит в системе университетских  колледжей, это - 3-летнее обучение, которое  дает степень бакалавра. Все специализации  социальных работников имеют общие  предметы, определенные структурой национального  учебного плана. Профессионалы в  данных областях часто работают на общих рабочих местах, сталкиваются с подобными задачами.

Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что  существует много различий в отдельных  моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общие  подходы к системе подготовки социальных работников, в том числе  отбор студентов на основе определенных требований приема относительно академических  стандартов программы и пригодности  претендента к социальной работе; повышение роли и поиск новых  технологий практического обучения социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Социальная работа - это  не только профессия, но и призвание  человека. На практике мы неоднократно убеждались в том, что разные люди по-разному определяют и решают социальные проблемы. Это во многом зависит  от уровня профессионализма, системы  повышения квалификации, а также  нравственных качеств специалиста.

В России до настоящего времени  не сформировалось достаточно четких подходов к реформированию сложившейся  системы социальной защиты, в которой  основным субъектом выступают профессиональные социальные работники. Пока им чрезвычайно  трудно выполнять свое предназначение, используя свои профессиональные навыки и умения, реализовать истинные цели социальной работы: помочь человеку в  трудной жизненной ситуации стать  социально самодостаточным, социально  развитым и социально активным членом общества, способствующим устойчивому  социальному развитию человеческого  сообщества.

На основе изученного опыта  мы можем еще раз подтвердить  то, что система подготовки специалистов по социальной работе в России несовершенна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Агошкова О.В., Иванов А.Г., Поддубная Т.Н. Актуальные проблемы организации и проведения практики студентов факультета социальной работы [текст] // О.В.Агошкова // Социальная работа – 2008. - С.57

2. Арская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России Социологические исследования [текст] //Арская-Смирнова// – 2009. - №5. – С.86-95

3. Беличева С.А., Варга А.Я., Фирсов М.В. Профессионально-этические нормы социальной работы [текст] // Беличева С.А. //- М.: Социальное здоровье России, 1993.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521100 Социальная работа/Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию — М., 1995.

5. Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции / СОТИС.[текст] // Гришанова Н.А. //– 2009. - №2. – С.25-26

6. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

7. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы / Социальная работа [текст] // Закатова И. // – 2009. - №4. – С.23-25

8. Кремнева Т. Подготовка социальных работников за рубежом Социальная работа [текст] // Кремнева Т. //– 2008. - №1. – С.46-49

9. Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США/ Социальная защита [текст] // Малькова З.А. // - 2008. - № 3. – С.79-90

10. Морозова Н., Зуева С., Чидилян Е., Филатова Е. Система подготовки социальных работников / Социальная работа [текст] //Морозова Н. // – 2004. - №1. – С.48-49

11. Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. — М.: Социальная работа, 1998

12. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. "Трудности перевода": теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе [текст] // Романов П.В. // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. - №1. – С.64-79

13. Рудзик М.Ф. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования [текст] // Рудзик М.Ф. // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. – С.72-75

14. Слепцов Н.С. Стандарты квалификации практической социальной работы [текст] //Слепцов Н.С. // – 2008. – С.68-76

15. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.

16. Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы Третьей национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. - М.: Социальная работа, 1998.

17. Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития [текст] //Топчий Л.В. // - М.: Институт социальной работы, 1997

18. Топчий Л.В Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе [текст] // Топчий Л.В. // -1998 - C.100- 112.

19. Туринский В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения [текст] // Туринский В. // Социальная работа. - 2009. - С. 20-21

20. Филатова Е.В. Динамика представлений о профессии у студентов -будущих социальных работников [текст] // Филатова Е.В. // Психология зрелости и старения. - 2009. №4. - С.67-73

21. Фокин В.А., Фокин И.В. Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США [текст] // Фокин В.А. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №1. – С.3-19

22. Черемошкина Л.В., Письменная Е.Е. Профессиональные способности специалистов по социальной работе [текст] // Черемошкина Л.В. // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - С.76-87

23. Чернышова Н. Обмен опытом: учёба у зарубежных коллег [текст] // Чернышова // Социальная работа. - 2008. - С.24-26

24. Шерон Б. Ранняя история социальной работы в США и социальная работа в современной России: параллели и различия (субъективный взгляд американского исследователя) [текст] // Шерон Б. // Отечественный журнал социальной работы. 2008.  - С.79-85

Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом