Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Объектом являются формы подготовки социальных работников в России и Зарубежом.
Предмет: подготовка социальных работников в России и Зарубежом.
Ключевые понятия: социальная работа, социальное образование, формы подготовки.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Система подготовки социальных работников в России………………………..6
1.1 Становление системы подготовки социальных работников в России….6
1.2 Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе………………………………………………………………………….....9
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в Российской Федерации………………………………………………………..16
2. Зарубежный опыт подготовки специалистов социальной работы…………...21
2.1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе……………………………21
2.2 Подготовка специалистов по социальной работе Зарубежом…….........24
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………......33
Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат.
Профессиональная
Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения [3, стр. 85].
Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы.
Личностно и профессионально
ориентированные тренинги проводятся
в течение всего срока
На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях.
Исследование, проведенное группой совета учебно-методического объединения вузов в области социальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляют все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.
В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1. Курсовая или
2. Обучение в средних
специальных учебных
3. Обучение в университетах,
академиях, отраслевых вузах (
Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.
Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы - специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, в которые он может трудоустроиться. В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций (Таблица 1).
Таблица 1 Специализации специалистов по социальной работе в РФ
1 |
2 |
Специализации |
Квалификация и трудоустройство |
"Организация социальной защиты населения" |
подготовка по этой специализации предполагает будущее трудоустройство в органах управления системы социальной защиты населения; |
"Социально-экономическая поддержка населения" |
целесообразно ориентировать
на работу в отделениях социально-экономической
помощи территориальных центров
социальной помощи семье и детям,
комплексных центрах |
"Социально-правовая поддержка населения" |
ориентация на трудоустройство
в службах срочной социальной
помощи, центров социального |
"Медико-социальная работа с населением" |
возможное трудоустройство - в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям |
"Социальная реабилитация
детей с ограниченными |
работа в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; |
"Социальная реабилитация
взрослых с ограниченными |
будущее место работы - в отделениях медико-социальной помощи, центрах реабилитации взрослых граждан с ограниченными возможностями; |
"Трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями" |
выпускники должны ориентироваться на работу в тех же учреждениях, что и получившие две предыдущие специализации; |
"Психосоциальная работа с населением" |
рабочие места получивших
эту специализацию - службы срочной
социальной помощи центров социального
обслуживания; отделения психолого- |
"Социально-педагогическая работа с семьями и детьми" |
в системе учреждений социального обслуживания потребность в кадрах по этой специализации существует в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
"Социальная работа
с асоциальными семьями и |
специалисты этого профиля
необходимы для отделений профилактики
безнадзорности детей и подростков
территориальных центров |
"Медико-социальная помощь
людям пожилого возраста и
инвалидам в условиях |
место работы специалистов - в домах-интернатах; |
"Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий" |
осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; |
"Социальная работа с людьми пожилого возраста" |
потребность в кадрах по
этой специальности существует в
центрах социального |
В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты [22, с.20].
В стране создано несколько профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.
С марта 1993 г. начал работу
Совет учебно-методического
В момент его создания в
УМО входили представители 42 вузов,
научно-исследовательских и
Важное значение в подготовке
кадров высшей квалификации имеют утвержденные
в качестве Государственного образовательного
стандарта высшего
В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.
В заключении можно отметить,
что процесс становления
Однако имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно уже говорилось во втором параграфе первой главы курсовой работы.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
Подготовка социальных работников,
предусматривающая получение
1.3 Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в
Российской Федерации
Социальные работники имеют дело с людьми разного возраста - с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как физического, так и психического); правосудием; системой образования; с планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения.
Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуют сети поддержки, а, кроме того, они планируют и координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку.
Им приходится работать как с традиционным контингентом - с детьми и пожилыми людьми, так и с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. В развивающихся странах система социальной работы ориентируется на развитие общества в целом.
В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги они работают в контакте с представителями других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуют работу в общине, учитывая ее специфику.
Почти во всех странах проводится
работа с неимущим населением. Независимо
от того, в какой организации трудятся
социальные работники - в государственной,
добровольческой или
Большое количество
клиентов, с различными проблемами
обязывают социального
На современном этапе
формирования и развития социальной
работы приоритет закономерно отдан
проблемам становления
В современной России профессиональная
подготовка специалистов по социальной
работе - это адекватная реакция
на сложившуюся непростую
В 2009 году в России действует
около 1670 центров социального
К тому же современные условия
диктуют необходимость
Информация о работе Формы подготовки социальных работников в России и зарубежом