Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. В содержание понятия социального обеспечения входят: 1) гарантии по охране труда, здоровья граждан, установления минимального размера оплаты труда, охрана окружающей среды; 2) социальное обеспечение.
Введение…………………………………………………………….……….3
I. Право социального обеспечения…………………………..……………..5
II. Функции права социального обеспечения……………………………10
III. Понятие и общая характеристика принципов права
социального обеспечения………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………..…..21
Библиографический список ………………………………………………23
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Право социального обеспечения…………………………..……………..
II. Функции права социального обеспечения……………………………10
III. Понятие и общая характеристика принципов права
социального обеспечения…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………23
Приложение А (Схема функций
социального обеспечения)………….25
Введение
Актуальность данной работы состоит в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества.
В содержание понятия социального обеспечения входят:
1) гарантии по охране
труда, здоровья граждан, установления
минимального размера оплаты труда, охрана
окружающей
среды;
2) социальное обеспечение.
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.
Содержание экономической функции составляют:
а) меры по замещению утраченного заработка в связи с возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,
б) возмещение дополнительных расходов, вызванных неблагоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием детей,
в) денежная помощь малоимущим гражданам,
г) предоставление
бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов
(медицинская и лекарственная помощь
и т. п.).
Политическая функция
социального обеспечения
Демографическая функция направлена на воспроизводство населения, необходимого для нормального развития страны.
Задача социально-
Создание государственной
системы социального
Общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.
В настоящее время существуют
следующие организационно-право
- государственное (обязательное)
социальное страхование на осно
-социальное обеспечение
отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований
из федерального бюджета;
-социальная помощь малоимущим со стороны государства.
Целью курсовой работы является исследование функций социального обеспечения.
Задачами курсовой работы являются:
Объектом курсовой работы
являются общественные отношения, возникающие
при осуществлении функций
Предметом курсовой работы
являются правовые нормы, регулирующие
осуществление функций
Методологическую основу
исследования составляет системный
подход, включающий изучение понятий,
видов функций и порядка
Данная курсовая работа включает в себя: первую главу, которая содержит основные понятия права социального обеспечения, вторая глава посвящена самим функциям права социального обеспечения, а так же третья глава о принципах права социального обеспечения.
I. Право социального обеспечения- основные понятия
Право социального обеспечения - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению и обслуживанию как отдельных граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери кормильца), так и семей, имеющих детей, а также тесно связанные с ними процедурные отношения по установлению юридически значимых фактов и процессуальные - по разрешению споров. Основной вид общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, - пенсионные отношения. Тесно связаны с пенсионными и примыкают к ним отношения, возникающие в связи с выплатой различных пособий, по материально-бытовому и культурному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных и по протезированию. Кроме того, в предмет права социального обеспечения принято также включать: отношения между родителями (или самими детьми) и детскими учреждениями по поводу содержания в них детей, а также отношения. Возникающие в связи с процедурой проверки фактов, т.е. Процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права.
Предметом права социального обеспечения являются следующие виды общественных отношений.
1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.
2-я группа - отношения
по поводу так называемых «
3-я группа - процедурные
и процессуальные отношения (в
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.
Второй субъект права социального обеспечения - государственные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, министерств обороны и внутренних дел и др.
Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, могут участвовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределительных отношений и в новых социально-экономических условиях[1].
Нормы права социального обеспечения обладают внутренним единством и взаимосвязью, что находит отражение в принципах права социального обеспечения. Как отрасли права:
а) всеобщность и доступность социального обеспечения;
б) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения:
в) предоставление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики;
г) осуществление социального обеспечения за счет специальных фондов, созданных для этих целей из страховых платежей работодателей (в некоторых случаях - работников) или за счет федерального бюджета. Права социального обеспечения как отрасль права образует последовательная связь ее институтов и норм. Т.е. ее система. К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы права социального обеспечения. К общей части относятся и нормы института трудового стажа в социальном обеспечении. В особенную часть отрасли права социального обеспечения включаются все остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые в свою очередь подразделяются на институты. Основание для группировки социального законодательства в обособленные институты - специфика события, в связи с которым предоставляется социальное обеспечение. В особые институты выделяются нормы, определяющие порядок назначения и перерасчета пенсии, исчисления среднего заработка, а также нормы. Регулирующие трудовой стаж, пособия, материально-бытовое и культурное обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Система норм социального обеспечения характеризуется единством и дифференциацией. Единство заключается в том, что в каждом отдельном институте есть нормы, устанавливающие общие правила обеспечения. Дифференциация находит выражение в наличии во многих институтах норм, предусматривающих для отдельных категорий лиц специальную регламентацию вопросов возникновения права на социальное обеспечение, определение его размера, порядка и продолжительности предоставления одних и тех же видов обеспечения.
В качестве источников права социального обеспечения принято выделять законы и подзаконные акты. Законы - основной источник права социального обеспечения. В Конституции РФ закреплен статус РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ закрепляет основные направления государственной социальной защиты:
А) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
Б) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам:
в) создание системы социальных служб;
г) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. (ст. 7)[2].
Она гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39). Нормы права социального обеспечения до настоящего времени не кодифицированы и не объединены в одном акте, а содержатся в ряде законов. Важнейшими из них являются Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Законы РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. И их семей». «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву». «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. Работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». «О ветеранах», «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Наука права социального обеспечения как отраслевая юридическая наука несколько отличается от отрасли права социального обеспечения[3]. И ее системы. Предмет отрасли права – определенный комплекс отношении, а предмет науки – нормы отрасли права в их развитии, совершенствовании и сопоставлении с аналогичным правом зарубежных стран.
II. Функции права социального обеспечения
Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.
В правовой литературе выделяются два вида функций права социального обеспечения: собственно юридические и социальные.(Приложение А)
Собственно юридические функции состоят из основных функций (регулятивных и охранительных) и неосновных (компенсационных, правовосстановительных и ограничительных).
Социальные функции
Экономическая, заключается в выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
Ее сущность
заключается в том, что