Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:34, курсовая работа
Современная антропоориентированная лингвистика восходит своими корнями к учению о знаках, в частности, о языке как первичной по отношению к другим знаковой системе. У американского философа Ч. Морриса в начале 20 века в рамках его учения семиологии (знаки в лингвистике) мы находим разделение семиологии на синтактику, семантику и прагматику. Прагматика исследует связь знаков с субъектом и адресатом, то есть интерпретацию знаков теми, кто их использует. Данный факт требует особого внимания, так как впервые был сделан акцент на прагматическом аспекте речи.
Содержание
Предпосылки и направления развития гендерных исследований в лингвистике…………………………………………………………………………….. 3
Гендерные исследования в отечественной лингвистике……………………10
Проблемы изучения гендерного коммуникативного сознания………….. 19
Проблемы гендерного коммуникативного поведения………………………28
Параметрическая модель………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы……………………………………………………45
Реферат по предмету
Гендерная лингвистика
На
тему:Гендерные исследования
в современной
лингвистике
Содержание
……………………………………………………45
1.
Предпосылки и
направления развития
гендерных исследований
в лингвистике
Современная антропоориентированная лингвистика восходит своими корнями к учению о знаках, в частности, о языке как первичной по отношению к другим знаковой системе. У американского философа Ч. Морриса в начале 20 века в рамках его учения семиологии (знаки в лингвистике) мы находим разделение семиологии на синтактику, семантику и прагматику. Прагматика исследует связь знаков с субъектом и адресатом, то есть интерпретацию знаков теми, кто их использует. Данный факт требует особого внимания, так как впервые был сделан акцент на прагматическом аспекте речи.
Одной
из доминантных тенденций
В
1953 г. под влиянием «гештальт-психологии»,
психологии бихевиоризма возникает психолингвистика,
основоположниками которой считают Ч.
Осгуда и Дж. Кэрролла. В центре внимания
психолингвистов - теория речевых действий:
«Не только язык, но и каждый отдельный
акт речи и понимания речи не простая,
но, напротив, сложная психофизиологическая
функция…». А.А. Леонтьев отмечает, что
психолингвисты первого и второго поколения
предпринимали попытку построить теорию
речевого поведения индивида, вырванного
не только из общества, но даже из реального
процесса общения, игнорируя индивидуальные
особенности восприятия и производства
речи, цитирует психолингвиста третьего
поколения Р. Румметфейта, который подчеркивал,
что следует изучать «…высказывания,
включенные в коммуникативные окружения».
Между тем, Л.С. Выготский, создатель психолингвистической
теории до появления психолингвистики,
высказал идею обусловленности процессов
речепорождения общепсихологическими,
дифференциально-
Тем
не менее, до появления лингвистической
прагматики ученые лишь констатировали
факт присутствия индивидуальных различий,
однако не исследовали их. В 1970-е годы был
сделан большой шаг вперед, связанный
с появлением лингвистической прагматики.
Т.Г. Винокур отмечает, что именно прагматика
и современная психолингвистика более
других стали отражать закономерности
развития лингвистического познания личности.
В недрах лингвистической прагматики
исследователи стали акцентировать внимание
на позиции говорящего, его коммуникативных
намерениях, способах их языкового выражения,
стратегиях и тактиках коммуникантов
для достижения ими определенной цели.
Н.И. Формановская пишет: «…коммуникативно-
Таким образом, лингвистика конца ХХ - начала ХХI века стала характеризоваться общими принципиальным направлениям, к которым, по мнению Е.С. Кубряковой, следует отнести:
-
«экспансионизм» (размывание
- антропоцентризм (обращенность к проблеме «человек в языке»);
-
неофункциональность (
- экспланаторность (объяснительность).
В недрах современной лингвистической прагматики интенсифицируется интерес к генедерным параметрам личности. По мнению гендерологов, интерес был вызван как сменой научной парадигмы (переход от структурализма к прагматике), так и социальными изменениями. Т.Г. Копанева указывает на особую роль изучения гендера как параметра, дифференцирующего общество на две макросоциальные группы, в условиях быстрого развития информационных процессов, повышение роли языка в обществе. В настоящее время, отмечает автор, основными чертами коммуникации являются её умножение, ускорение, глобализация и её уплотнение (в коммуникативные процессы вовлекаются все большее количество людей). «Исследование механизмов гендерной коммуникации, её структуры и роли в современном обществе позволяет использовать результаты данного исследования в качестве выработки практических способов, форм и технологий эффективного ведения социального диалога».
Вышеперечисленные объективные причины обусловили интерес к книге феминистки Р. Лакофф «Язык и место женщины», которая и стала стартовым рывком гендерных исследований в западной лингвистике. А.В. Кирилина, делая обзор гендерных исследований (ГИ) за рубежом, выделяет несколько направлений:
Среди
концептуальных подходов в ГИ отмечены
два: теория социокультурного детерминизма
(акцидентализм) и теория биодетерминизма
(эссенциализм). Эти два подхода
по-разному детерминируют
Адепты социобиологической концепции гендера рассматривают поведение женщин и мужчин, в частности коммуникативное, в зависимости от генетической предрасположенности и результатов эволюции; подчеркивают гипотезу значительных различий; используя данные нейрофизиологии, говорят о психофизиологических различиях, доказывая этим различия в строении и функциях отделов мозга, следовательно, в речевых процессах; называют гендерные различия половыми различиями. Биодетерминисты утверждают, что между представителями двух гендерных групп существует глобальные различия как в физиологическом, так и в социальном плане (Пиз 2000).
Объектом анализа социодетерминистов стали гендерные социальные роли. Социодетерминисты утверждают, что общество навязывает мужчинам и женщинам определенные стереотипные гендерные модели поведения, что в действительности гендерные различия невелики, отмечают тенденцию постепенного угасания гендерных различий и изменения ситуации в направлении гендерного равенства. Согласно теории андрогинной личности С. Бем, мужественность и женственность не противопоставлены друг другу. Человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. В теории социальных ролей А. Игли большинство гендерных различий расценивает как продукты социальных ролей, поддерживающих или подавляющих различие в поведении мужчин и женщин. Социальные роли, констатирует Игли, нередко приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов. Идея отсутствия ярких гендерных различий содержится в гипотезе равной убеждаемости Игли и Вуда и в теории равноценной эмоциональности женщин и мужчин Ш. Берн.
Социодетерминисты же выдвинули теорию когнитивного развития гендера: согласно учению Колберга, вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у нас в сознании в виде гендерных схем. В них содержится все, что данный человек знает о гендере. Акцентируя наше внимание на отдельных вещах, гендерные стереотипы влияют на переработку информации.
В
рамках социодетерминистского
О.В. Рябов упоминает, что эссенциализм проистекает из мифологических воззрений и научную базу приобретает в концепции З. Фрейда, в частности, в его афористическом высказывании «Анатомия – это судьба»; а акцидентализм насчитывает пятьсот лет и получает научное обоснование в теории социальных ролей Т. Парсонса.
А.В. Кирилина два научно обоснованные подхода оформляет как два периода развития ГИ, один из которых пришел на смену другому: «...гендерный подход основывается на ряде методологических принципов, важнейший из которых – релятивизация пола, то есть отказ от биодетерминизма и интерпретация гендера как социально и культурно конструируемого феномена. Признание культурной обусловленности пола, его институциональности и ритуализированного характера ведет и к признанию его конвенциональности, неодинаково проявляющейся как в различных культурных и языковых сообществах, так и на различных этапах их развития. Все это позволяет подойти к феноменам мужественности и женственности не как к неизменной природной данности, а как к динамическим, изменчивым продуктам развития человеческого общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию и подверженным сильнейшему влиянию культурной традиции».
Однако, на наш взгляд, социодетерминистский и биодетерминистский подходы оппонируют и сегодня, ряд современных исследователей считают гендер «биологическим императивом».
Проблема
определения гендера
Особого внимания требует определение гендера как важной когнитивной категории, используемой при восприятии человека человеком: «в лингвистике понятие «гендер» соотносится с конструируемыми в языке и закрепленными в сознании его носителей образами, качествами и характеристиками поведения, а также с совокупностью атрибутов, которые приписываются мужчинам и женщинам в определенном социокультурном сообществе».
Первые регулярные исследования гендерного коммуникативного поведения в России стали проводиться в конце 80 – начале 90 годов 20 века.
Специфическая
черта отечественных
Интерес к гендерному аспекту коммуникации проявлялся последнее десятилетие со все возрастающим вниманием. В ряде работ отражена специфика взаимодействия социальных процессов и гендерных отношений. Исследование механизмов гендерной коммуникации, её структуры и роли в современном обществе позволяет сделать вывод: «...чем выше уровень социального развития общества, тем меньше проявляется дифференцирование по полу в обслуживающем его языке».
Фундаментальные принципы лингвистических исследований в современной лингвистике в связи с актуализацией проблем гендера, методологические основы изысканий лингвистов-гендерологов изложены в работах сотрудников Лаборатории гендерных исследований и других ученых.
Появились
статьи, которые содержат обзор работ
последних лет в области
Предпринимая попытку обобщить работы лингвистов-гендерологов, Е.А. Картушина называет три направления современной гендерной лингвистики. Её классификация основана на выделении предмета моделирования лингвиста. Направления взаимосвязаны: