Гендерная лингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Современная антропоориентированная лингвистика восходит своими корнями к учению о знаках, в частности, о языке как первичной по отношению к другим знаковой системе. У американского философа Ч. Морриса в начале 20 века в рамках его учения семиологии (знаки в лингвистике) мы находим разделение семиологии на синтактику, семантику и прагматику. Прагматика исследует связь знаков с субъектом и адресатом, то есть интерпретацию знаков теми, кто их использует. Данный факт требует особого внимания, так как впервые был сделан акцент на прагматическом аспекте речи.

Содержание работы

Содержание
Предпосылки и направления развития гендерных исследований в лингвистике…………………………………………………………………………….. 3
Гендерные исследования в отечественной лингвистике……………………10
Проблемы изучения гендерного коммуникативного сознания………….. 19
Проблемы гендерного коммуникативного поведения………………………28
Параметрическая модель………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы……………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Реферат - гендерные исследования в современной лингвистике.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

     Сосредоточенность спора на решении  проблемы

     Тематическая  направленность общения 

     Возможность обсуждения профессиональной тематики

     Возможность обсуждения проблем личной жизни

     Возможность разговора о третьих  лицах 

     Возможность обсуждения проблем  общественной жизни 

     Возможность обсуждения хобби 

     Допустимость  откровенного разговора  по душам 

     Характер  обсуждения бытовых  тем

     Коммуникативная эмоциональность

     Уровень эмоциональной сдержанности

     Стремление  к гиперболизации выражения своих  чувств

     Частота в использовании  эмоциональных языковых средств в общении

     Необходимость демонстрации положительной  эмоции в общении

     Искренность проявления эмоции

     Допустимость высокоэмоционального разговора

     Возможность позитивной эмоциональной  реакции на речь собеседника 

     Возможность негативной эмоциональной  реакции на речь собеседника

     Коммуникативная оценочность

     Стремление  к вербальной оценке лиц, предметов, ситуаций

     Соотношение позитивных и негативных оценок

     Степень объективности оценки

     Доля  эмоций в оценке

     Предмет оценки при оценивании качеств мужчин и  женщин

     Ориентация  на собеседника

     Внимательное  слушание

     Внимание  к содержанию речи собеседника 

     Контроль  соответствия поданного материала уровню адресатов общения

     Возможность вербального разделения переживаний собеседника

     Учет  интересов собеседника  во временной организации  процесса общения

     Степень отчетливости артикуляции

     Коммуникативная реакция

     Характер  коммуникативной реакции на искаженную информацию

     Степень позитивного восприятия похвалы, комплимента 

     Степень негативной коммуникативной  реакции на критику 

     Характер  восприятия обращение 

     Возможность позитивного восприятия совета

     Уровень толерантности при  нарушении собеседником норм этикета

     Коммуникативная мобильность

     Мобильность интонационного строя  речи

     Мобильность звучания

     Мобильность темпа речи

     Тематическая  мобильность

     Мобильность оценки

     Мобильность коммуникативной  роли

     Объем общения 

     Развернутость монолога

     Развернутость диалога

     Возможность регламентирования  процесса общения

     Коммуникативные ожидания

     Потребность в вежливом обращении 

     Коммуникативное ожидание комплимента 

     Потребность в совете

     Потребность в эмоциональном  отклике и сочувствии

     Аргументированность

     Характер  речевого воздействия  на собеседника 

     Использование логических аргументов

     Применение  психологических  приемов в аргументации

     Возможность использования «технических»  приемов аргументации

     Коммуникативный контроль

     Внимание  к своей собственной  речи

     Степень контроля речи собеседника 

     Возможность коррекции речи собеседника

     Вопросы как форма коммуникативного контроля

 

      Список использованной литературы

 
  1. Стернин И.А. Когнитивная структура коммуникативных  категорий // Человек в информационном пространстве. – Воронеж – Ярославль, 2004. – С. 45-48.
  2. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – Воронеж, 2004.
  3. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – 332с
  4. Жельвис В.И. Стратегия и тактика брани: гендерный аспект проблемы // Доклады Первой Международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация». – М., 2001. – 180-187.

Информация о работе Гендерная лингвистика