Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: выявление и рассмотрение гендерных стереотипов. Объект исследования: социальные неравенства.
Предмет: гендерные неравенства. Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер» как социальной категории, его содержание, особенности, основные подходы к его изучению; выявить исторические аспекты формирования гендерного неравенства.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в разных сферах современного общества, рассмотреть проявление гендерной стереотипизации в рекламе, трудовой деятельности и семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 7
1.1 Пол и гендер - специфика изучения. Основные теории и методы изучения гендерных характеристик 7
1.2 Социальные неравенства, как следствие гендерных различий 19
1.3. Гендерные неравенства 21
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 39
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра социологии и социального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Социология”
На тему: “Гендерные проблемы в Российском обществе”
Автор работы:
Степанова А.Г. гр 11313.
Научный руководитель:
Кузьмен О.В.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных учёных-психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие.
Изучение мужчины и женщины, их сходств и отличий имеет отношение не только к человеку, но и к обществу в целом.
Как говорит Бендас, общая психология долгое время игнорировала пол как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала гендер как аспект, определяющий взаимодействия людей в социуме. [1, с. 27]
В своих работах Ш. Берн подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине. [2, с. 256]
В настоящее время гендерные исследования проводятся по всему миру такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алёшина. Они призваны обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований. Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное распространение феминистских идей. [2, с. 6] Женщины всё чаще играют роль наёмных работников, берут на себя ответственность за содержание семейного бюджета. Мужчины же - наоборот, всё больше уходят в семью, в домашнее хозяйство и заботу о детях. Всё более становится распространённым эгалитарный тип семейных отношений, но, также есть семьи, в которых женщина может играть роль и отца и матери одновременно, и наоборот. Поэтому сегодня очень важно проводить анализ гендерных изменений в обществе.
Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей цивилизованности общества, устойчивости его внутренних связей и уровня экономического и культурного развития. Гендерные отношения, затрагивающие самую суть общественных изменений, редко становятся предметом специального анализа, в результате все еще довольно мало известно о том, как «устроена» гендерная культура российского общества, и почему российские женщины демонстрируют такую поразительную устойчивость к полоролевым изменениям в современном мире.
Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. [2, с. 6]
В этом смысле они
очень важны в отражении
В рамках гендерного подхода важно учитывать как биологический пол индивида, так и его достижения в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. [23]
Цель работы: выявление и рассмотрение гендерных стереотипов.
Объект исследования: социальные неравенства.
Предмет: гендерные неравенства.
Задачи:
В данной работе речь пойдёт о гендере как социокультурном продукте, показывающем не только зависимость представлений о природе человека, о «мужском» и «женском» от времени, пространства, социального и культурного контекста, но и подчеркивает, что гендерные параметры поведения представляют собой изменение, процесс. Будут также затронуты понятия маскулинности и феминности, их проявления и роль в обществе.
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе даны определения пола и гендера, рассмотрены подходы к изучению гендерных отношений, а также исторические предпосылки полового неравенства. Представлены основные теории изучения гендерных характеристик, группы гендерных стереотипов; рассмотрены гендерные роли и гендерные конфликты как социальные категории.
Вторая глава содержит
информацию о проведённых социальных
исследованиях и статистические
данные, подтверждающие проявление гендерных
стереотипов во многих сферах современного
общества. Также в этой главе приведены
причины и возможные
Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году [1, с.7], в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Термин «гендер» – социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. [17, с. 27]
Разные исследователи понимают термин «гендерные стереотипы» по-разному: 1) это схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин; 2) это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности; 3) это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость и т. д. [22]
В понятие «гендерный стереотип» в данном исследовании включаются представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной, достаточно устойчивые, стандартизированные представления о женских и мужских моделях поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине и женщине.
Нередко происходит смешение
половых и гендерных
Можно сделать вывод о том, что целесообразно использовать понятие «пол» как демографическую категорию, основанную на биологическом аспекте, а остальных случаях применять термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского.
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными – политология, история, экономика. Российская социология в настоящее время находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований. Новизна гендерного подхода в российской социологии имеет институциональный и когнитивный эффект. Развитие гендерного подхода в российской социологии предполагает социологически информированный анализ становления гендерных исследований на Западе. [ 5, с.1]
Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 1970е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход – представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.
На Западе гендерный подход разрабатывается в 1970-е годы как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптирование социальной теории к проблематике социальных отношений между полами. При этом основное русло социологии критикуется как то, которое выстраивается из рефлексии опыта публичной сферы, где доминировал в течение всего периода модернизации мужской опыт.
Феминистские последователи марксизма предлагают (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений. Первый заключается в том, что сфера воспроизводства является столь же значимой для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство – мир домашнего хозяйства, семьи и деторождения – это сфера восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом является женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечается и не оплачивается капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистские феминистки мыслят сферу воспроизводства как сферу угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.
Второй шаг феминизма заключается в выдвижении концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат – это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой.
В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматриваются как структурно обусловленные (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» - как относительно недифференцированные категории (иногда – как «социальный класс»). Отношения между категориями – это отношения неравенства и эксплуатации (патриархата), при которых женщины как класс дискриминированы в публичной сфере. Структуралистские концепции, адаптированные такими феминистскими теоретиками, как Джульетт Митчелл и Гейл Рубин, исходят из того, что положение индивида определяется его положением в структурной оппозиции «мужчина – женщина». Инкорпорируя в анализ поло-родовых отношений и сексуальности идеи Маркса-Энгельса и К. Леви-Стросса, политэкономию и структурализм, Г. Рубин вводит понятие поло-гендерной системы. Это понятие стало одним из основных в гендерном подходе. Согласно Рубин, «в каждом обществе существует система “пол/гендер” (sex/gender system) - определенная организация, посредством которой биологический “сырой материал” половой жизни и воспроизводства человека подвергается человеческому, социальному вмешательству и приобретает определенные конвенциональные формы». Иными словами, поло-гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются».
Информация о работе Гендерные проблемы в Российском обществе