Гендерные проблемы в Российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление и рассмотрение гендерных стереотипов. Объект исследования: социальные неравенства.
Предмет: гендерные неравенства. Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер» как социальной категории, его содержание, особенности, основные подходы к его изучению; выявить исторические аспекты формирования гендерного неравенства.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в разных сферах современного общества, рассмотреть проявление гендерной стереотипизации в рекламе, трудовой деятельности и семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 7
1.1 Пол и гендер - специфика изучения. Основные теории и методы изучения гендерных характеристик 7
1.2 Социальные неравенства, как следствие гендерных различий 19
1.3. Гендерные неравенства 21
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Разработанность данного  раздела ещё более мала чем  разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности.

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков  и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ  рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.

4. Гендерная социализация

Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. По мнению Фрейда – женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму. [3, с.1]

5. Психология гендерных  отношений

Предмет этой области  достаточно широк, так как гендерные  отношения – это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола.

6. Гендерная психология  лидерства

Предмет данной отрасли  охватывает изучение различий между  мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента.

В настоящее время при изучении гендера используется весь арсенал психологических и социологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование.

Гендер как социальная категория находится во взаимосвязи  с социальными нормами и ролями. Гендерные роли, связанные с ними нормативные системы и вызываемые их распределением конфликты рассмотрены в следующем пункте.

1.2 Социальные неравенства, как следствие гендерных различий

 

Гендерное равенство - это  равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей,   которые они играют;   это   равное   социальное   положение   женщин   и   мужчин,   которое создается посредством предоставления им равных условий для реализации прав и творческого потенциала личности.

Равенство полов не означает их уподобление друг другу   или  идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать  в качестве нормы такие условия  и образ жизни, которые присущи  одному полу.

Для определения смысла равенства   между женщинами и мужчинами первостепенную важность имеют два компонента:

1) социальная структура пола (рода - мужского или женского);

2) отношения между полами.

Дело в том,  что политика и  общественно-политические структуры  играют первостепенную роль в моделировании условий   жизни и в этой связи зачастую институционализируют сохранение и воспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данного общества. Другими словами, определенная политика и общественно-политические структуры   «закрепляют порядок вещей» в реальной системе компонентов как государственной, так и политической власти, например,  в России существует резкий   гендерный дисбаланс на уровне принятия решений, как на государственной службе, так и в партиях, общественно-политических блоках.

Понятие принадлежности к тому  или  иному  полу  включает  в  себя иерархический  элемент,  в  соответствии,  с    которым    мужчины    считаются существами  высшими по  отношению  к   женщинам,   и,  соответственно,  задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению,  чем те, которые относятся к женщинам. Это означает,  что «норма», свойственная для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях и структурах.

Необходимо осознать,  что принцип    равенства включает в себя    и право на различия,    которое      предполагает    обязательность    учета      характерных    для женщин и    мужчин отличительных черт, связанных    с принадлежностью к    тому или иному социальному классу, политическими взглядами, религией,  этнической принадлежностью, расой или сексуальной ориентацией. Гендерная справедливость - это процесс одинакового отношения к женщинам и мужчинам,  осуществление специальных мер   для   компенсации исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.

 Вместе с тем  важно осознавать, что не все женщины и не все мужчины одинаковы, что социальная стратификация внутри женского социума может быть глубже,  чем различия между женщинами и мужчинами. Здесь   существенны гендерные тенденции, а не просто использование гендерных стереотипов.

Если социальное равенство - это форма, вид социальных отношений, для которых характерны одинаковые права и свободы индивидов, принадлежащих  к различным классам, социальным группам и слоям, их равенство  перед законом, то гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и способностей человека, т.е. это социальное равенство полов с учетом специфики взаимоотношений и статуса социальных полов в обществе.

1.3. Гендерные  неравенства

 

В течение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия. Авторы писали свои труды так, как будто женщин не существовало, или будто они считали, что при анализе неравенства в обладании властью, богатством и престижем женщины не играли никакой роли и не представляли ни малейшего интереса. Однако гендер сам по себе является одним из ярчайших примеров стратификации. Нет таких обществ, в которых в ряде сфер социальной жизни мужчины не обладали бы большим богатством, влиянием   и статусом,  чем женщины.

Одна из важнейших  проблем,  стоящих перед современными  исследователями гендера и стратификации,  заключается в следующем:    насколько гендерные различия могут  быть представлены в терминах классового деления. Гендерные различия имеют более глубокие исторические корни,   чем классовые системы; мужчины находились в преимущественном положении даже во времена древних охотников и собирателей, то  есть  в бесклассовых  сообществах.  Однако  в современном    обществе    классовые различия   настолько    значимы,    что «перекрывают» гендерные. Материальное положение большинства женщин отражает положение их отцов и мужей, из этого следует,  что сегодня   нужно рассматривать гендерные различия через понятия классов.

Считается, что женщины  более ограничены сферой «частной   жизни», их удел - семья,  дом и дети. С другой стороны, мужчины в большей   степени принадлежат «общественной сфере», где берут свое начало   властные   и имущественные различия. Их мир - это оплачиваемая работа, производство и политика.

Точка зрения, согласно которой  именно классовые различия определяют в основном гендерную  стратификацию,  существовала достаточно  долго,  однако сегодня   это утверждение  стало предметом дискуссии.  Некоторые социологи выступили с защитой «традиционного подхода» в классовом анализе,  согласно, которому оплата работы женщин весьма незначительна по сравнению с оплатой работы мужчин, и поэтому женщин можно причислить к тому же классу, что и их мужей.  Эти социологи подчеркивают,   что эта точка зрения  не  является отражением  идеологии    сексизма.    Напротив,    обнаруживается    подчиненное положение многих  работающих  женщин.   Женщины чаще,   чем мужчины,  имеют неполный рабочий день.   Зачастую  их  карьера прерывается, поскольку они вынуждены надолго оставлять работу для ухода за детьми. Большинство женщин находится в экономической зависимости от мужей, и поэтому их классовая принадлежность чаще всего определяется классовым положением мужа.

Но эти тезисы могут быть подвергнуты некоторой критике   по нескольким направлениям:

1. Bo многих семьях зарплата женщин является значительным вкладом     в поддержание экономической стабильности семьи и ее образа жизни;

2. Занятость жены может оказывать влияние   на положение мужа,  а   не только наоборот. Хотя женщины редко зарабатывают больше своих мужей, работа жены   может   быть    «ведущим»    фактором   для   определения   классовой принадлежности мужа. Подобная ситуация может быть если, к примеру, муж неквалифицированный или полуквалифицированный рабочий, а жена -   наоборот. Тогда положение жены определяет положение семьи в целом;

3. Во множестве семей наблюдается «пересечение классов». Когда   работа мужа относится к более высокой классовой   категории,  чем работа жены или наоборот;

4. Возрастает  доля семей, в которых единственным  кормильцем  является женщина.   За счет  алиментов  женщина    может  иметь  доход,   уравнивающий  ее экономический уровень с  уровнем бывшего мужа, что оказывает    влияние  на  ее собственное классовое положение.

Таким образом,   в  большинстве случаев более высокую  должность   имеет муж, хотя бывает и наоборот, но гораздо реже. В  большинстве случаев   в семьях люди вводят элементы классовых позиций  во внутрисемейные отношения.

Женщины редко оказываются  непосредственным объектом исследований, посвященных анализу рода занятий  и профессиональной занятости. Если о них и говорится, то значительно  меньше, чем о деятельности и взглядах мужчин.  В социологии выделяются две модели, к которым прибегают в исследовании классовых и гендерных различий:

1. Производственная. Она используется в основном применительно   к мужчинам и строится на предположении,  что базовые социальные отношения определяются работой, что мужчина является главой в семье и что на жизнь человека основное влияние оказывает работа и заработок;

2. Гендерная. Эта модель используется преимущественно по отношению к женщинам, но также как и производственная признает за мужчиной главенство в семье. Основным отличием данной модели является тот факт,  что основой социальных отношений в ней предстают семейные   отношения.   Исполнение семейных ролей рассматривается как ключевой момент человеческой жизни.

В настоящее время  не существует достаточно приемлемых концепций, в рамках которых могли бы эффективно анализироваться проблемы гендера и стратификации. Необходимы как теоретические, концептуальные инновации. Так и переориентация эмпирических исследований. Модели, описанные в предыдущем параграфе, выявляют давно существующие ошибки в анализе классовой и семейной сферах. При исследовании стратификации все внимание уделялось мужчинам, а их семьи рассматривались в качестве некоторого «приложения». В тех случаях, когда социологи изучали положение женщин, в поле их зрения практически всегда попадала частная сфера - дом и семья. До сих пор почти ничего не известно о связи между семейной жизнью женщин и их работой.

Однако малая часть  исследований в этом направлении  уже   существует: Кэтлин Терсон   изучала,  как женщины делают выбор  между карьерой и материнством. За последнюю четверть века образ домохозяйки,  связываемый с женщиной, начал изменяться. Появилась «недомашняя женщина», бросившая вызов привычной домохозяйке.

Терсон различает четыре пути, по которым может следовать  женщина в своей жизни. Некоторые по-прежнему предпочитают традиционный путь. Они обретают себя в материнстве. Материнство заменяет им карьеру, в нем они находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, если это вообще случается. Другая часть женщин выбирает промежуточный путь между традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они испытывают возрастающее желание работать, и в то же время имеют двойственное отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней молодости. Но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через несколько лет начинают искать работу. Третья группа идет по нетрадиционному пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру, поэтому стараются обеспечить себе соответствующие домашние условия. В прежние времена большинство из них отступили бы и пожертвовали карьерными амбициями ради семьи и детей. Сегодня для женщин считается допустимым более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить успешную карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин. Четвертый тип представляют женщины, у которых потеряно стремление к работе, дом представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большие надежды, но эти надежды не оправдались. И семья становится утешением. Таким образом, на предпочтения женщин влияет сложный комплекс   различных ориентации, чувств    и жизненного опыта.

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ  НЕРАВЕНСТВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Известно, что  существуют занятия «для мальчиков» и «для девочек», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское» и чисто «женское» поведение. В работе Смелзера «Социология» предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих конкурирующих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.

Сторонники  теории функционализма Талкотт Парсонс  и Роберт Бэйлс высказали мысль  о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Информация о работе Гендерные проблемы в Российском обществе