Гендерные проблемы в Российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление и рассмотрение гендерных стереотипов. Объект исследования: социальные неравенства.
Предмет: гендерные неравенства. Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер» как социальной категории, его содержание, особенности, основные подходы к его изучению; выявить исторические аспекты формирования гендерного неравенства.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в разных сферах современного общества, рассмотреть проявление гендерной стереотипизации в рекламе, трудовой деятельности и семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГЕНДЕР: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 7
1.1 Пол и гендер - специфика изучения. Основные теории и методы изучения гендерных характеристик 7
1.2 Социальные неравенства, как следствие гендерных различий 19
1.3. Гендерные неравенства 21
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на ущемление прав, женщины в современной  России добились разительно отличающихся от советского и царского прошлого результатов в борьбе за свою независимость. В этой борьбе женщинам предстоит  еще очень долгий путь, но у них есть одно важное преимущество – опыт феминистических движений за рубежом. Тоже самое можно сказать и о мужских организациях, ведущих борьбу за равноправие и право быть «Мужчинами».

Представления о роли женщины и мужчины, формируясь в процессе воспитания, затем проявляются в повседневной жизни: семье, трудовой деятельности, рекламе. В более широком понимании – причины неравенства мужчин и женщин кроются в самой структуре капитализма. Это ведёт к возникновению у людей представлений о «мужской» и «женской» профессиях, разделении семейных обязанностей и т.д., что подтверждается социологическими исследованиями. В сложившейся ситуации учёные видят как положительные, так и отрицательные стороны, которые были рассмотрены в этой главе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение социального положения мужчин и женщин касаются не только самого человека как такового, но и всего общества в целом, поэтому гендерная социология до сих пор является одной из важнейших отраслей социологии. В настоящее время гендерные исследования проводятся по всему миру, выявляется влияние стереотипов на все стороны общественной жизни.

Анализ литературы по данной проблематике позволяет сделать  следующие выводы:

При изучении гендера  уделяется особое внимание тем закономерностям  личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.

При изучении гендерных  различий рассматриваются такие  вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации. Необходимо отметить также, что гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты  развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты. Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Изучение гендерного неравенства в России имеет довольно молодым направлением в социологии и психологии, хотя и в рамках социологии семьи частично этот вопрос был затронут и ранее. А общественные движения в поддержку прав женщин или мужчин вообще являются чем-то новым, неизведанным для русского человека, в то время как страны запада имеют много летнюю историю таких движений и организаций, добившихся на данный момент больших результатов. В России в силу специфики ее исторического развития поздно обратили внимание на проблемы социальной дискриминации женщин, на ущемление прав мужчин во всех сферах жизни общества. Реальных достижений в этой области в нашей стране мы назвать не можем, хотя в конституции провозглашен принцип «равенства прав и равенства возможностей» полов. При приеме на работу преимущество отдается мужчинам, ведь они не станут вдруг рожать детей, не будут сидеть из-за них на больничном, они настроены работать и делать карьеру, в то время как для женщин порой большее значение имеет семья, дети. Женщины подвергаются сексуальным домогательствам со стороны начальника, на рынке труда им достаются менее перспективные вакантные места, на которых практически невозможен большой карьерный рост, отсутствуют перспективы и их личностного роста. Женщины все еще не имеют реальной возможности участвовать в управлении страной и перспектива женщины-президента в России кажется смешной, слишком сильны вековые предрассудки об отсутствии ума у представительниц «слабого» пола, о том, что место женщины у плиты.

Однако, нельзя не отметить те изменения которые  все-таки произошли в жизни сознании нашего общества. В связи прошедшей  в 1917г. социалистической революции, женщина повысила свой социальный, имущественный и личностный статус, женщина получила возможность выбирать мужа, разводиться с ним и не терять при этом своего общественного статуса, многие профессии были «открыты» для них. Женщина-мать-работница становится своего рода символом советской эпохи; почетно быть активной, деятельной работницей, строительницей коммунизма и при этом матерью и женой. Женщина уже бесправная «рабыня» своего мужа и свекрови, а самостоятельный человек, который вне зависимости от его семейного положения является нужным государству и обществу.

Перестройка в  конце 80-х – начале 90-х годов  прошлого века принесла новые веяния в этой области и женщина теперь получает возможность быть успешным руководителем организаций, успешным предпринимателем, получает возможность открыто заявлять о себе, своих амбициях, отстаивать свои права, бороться с дискриминацией.

На мой взгляд, в России феминистическое движение находится еще на первом этапе  своего развития и для достижения уровня Западно-европейских организаций предстоит еще многое сделать. Для успешной работы в этой области в первую очередь необходима законодательная основа, без нее все действия общественных организаций сводятся на нет. Равенство полов недостижимо пока Россия не станет действительно демократической страной с развитым гражданским обществом, которое преодолело свои средневековые предрассудки в отношении к слабому полу, сексуальным меньшинствам, людям, поведение которых не отвечает ролевым ожиданиям общества. Каждый из нас человек, гражданин своей страны, личность, которая может и должна иметь равные права и возможности в достижении своих жизненных идеалов и по отношению к существующему закону.

Поэтому от каждого  из нас, от нашей жизненной позиции  зависит смогут ли люди преодолеть свои предрассудки и на равных общаться друг с другом.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бендас Т.В.  Гендерная психология. Учебное пособие  / Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Берн Ш.  Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с.

3. Гидденс Ф.Г.  Социология, М.: Едиториал УРСС, 1999. - 704 с.

4. Гурко Т.А.  Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998, 16 с.

5. Здравомыслова  Е., Темкина А. Социология гендерных  отношений и гендерный подход  в социологии / Социологические исследования, №11, 2000, 11 с.

6. Келли Г.Ф.  Основы современной сексологии. - СПб: Питер, 2000. – 896 с.

7. Клёцина И.С.  Гендерная идентичность и права  человека / ред. Малинова О.Ю. и  Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005, 14 с.

8. Клёцина И.С.  Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.

9. Клёцина И.С.  Гендерный поход в системе  психологического образования / Практикум по гендерной психологии. – М.,2000, 29 с. 

10. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. – 479 с.

11. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 673 с.

12. Малкина-Пых  Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006, 552 с.

13. Маргарет  Старберд Мария Магдалина. Современный путеводитель по самым таинственным женщинам Библии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 256 с.

14. Микляева  А.В., Румянцева П.В. Социальная  идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 118 с.

15. Полянский  А.И. К вопросу об истории гендера, М.: Институт психологии РАН, 2006. – 4 с.

16. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 838 с.




Информация о работе Гендерные проблемы в Российском обществе