Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:49, дипломная работа
Цель моей работы заключается в ответе на вопрос: «Действительно ли членам семей военнослужащих необходима государственная поддержка и социальная защита, и если она нужна, то предоставляется ли она в той степени, в которой должна обеспечиваться?» Задачами моей дипломной работы является определение понятия государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, ее места в системе права социального обеспечения, определение категории военнослужащих и лиц, приравненных к ним, раскрытие исторического аспекта данной пенсии. Также должны быть определены основания приобретения права на пенсию и порядок определения ее размера.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и место пенсионного обеспечения членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним, в системе социального обеспечения Российской Федерации...................................................................5
§1. Понятие государственной пенсии по случаю потери кормильца…….…....5
§2. Военнослужащие и лица, приравненные к ним……………………….….…8
§3. История развития института государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в отношении членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним………………………………………………………………11
Глава 2. Основания приобретения права на государственную пенсию по случаю потери кормильца членам семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним…………………………………………………………………………………..16
Глава 3. Порядок определения размера государственной пенсии по случаю потери кормильца для членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним………………………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………30
Библиографический список………………………………………………………32
Если заболевание получено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то к нему применяется понятие «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
К общему заболеванию относятся увечье (ранение, травма, контузия), заболевание, возникшее до призыва лица на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы внутренних дел и в период военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел не достигло степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также если заболевание возникло у лица после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах.
§3. История развития института государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в отношении членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним
Реформирование системы пенсионного обеспечения назрело давно. Переход нашей страны к рыночной экономике и формирование рынка труда объективно требовали внедрения в систему социального обеспечения страховых начал и последовательной переориентации пенсионного обеспечения на повышение заинтересованности и личной ответственности наемных работников за уровень материального обеспечения при выходе на пенсию. Важным шагом в этом направлении было принятие ряда федеральных законов: «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»; «Об основах обязательного социального страхования»; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с вышеуказанными законами, ныне действующая пенсионная система строится на страховых принципах, однако исходя из всеобщности социального обеспечения, право на пенсию имеют и те лица, которые по независящим от них обстоятельствам не делали отчислений в Пенсионный фонд.
Одним из основных условий
социальной защиты
В соответствии со статьей 8
Федерального закона от 15 декабря 2001 г.
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности
военнослужащим (за исключением граждан,
проходивших военную службу по призыву
в качестве солдат, матросов, сержантов
и старшин) и пенсия по случаю потери
кормильца членам их семей назначаются
в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации от 12 февраля
1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел,
Государственной
В настоящее время в Российской Федерации продолжается пенсионная реформа. Многие аспекты напрямую затрагивают интересы уволенных военнослужащих и членов их семей. В связи с этим в органы законодательной и исполнительной власти поступают массовые обращения и жалобы уволенных военнослужащих и членов их семей о предоставлении им равных с другими гражданами прав на пенсионное обеспечение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства5. Это связано, прежде всего, с тем, что действующая ранее пенсионная система, основанная на государственной собственности, позволяла в рамках пенсионного законодательства решать вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе уволенных военнослужащих и членов их семей. Учитывая, что пенсия указанным лицам исчислялась из среднемесячного заработка и зависела от общего трудового стажа, в который женам военнослужащих засчитывалось время их совместного проживания с супругами в местностях, где они не могли устроиться на работу, уволенные военнослужащие и супруги военнослужащих при выходе на пенсию по старости имели равные права с остальными гражданами.
С учетом этого уволенные
военнослужащие и члены их семей
в любой момент могли реализовать
предоставленное им законодательством
право на выбор пенсии. В результате
изменений пенсионного
Само наименование «пенсия по случаю потери кормильца» указывает на основное условие, определяющее право на этот вид пенсии, - это факт утраты кормильца. При этом кормилец должен быть либо военнослужащим, либо пенсионером из числа военнослужащих6. Однако следует иметь в виду, что членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца назначается по нормам, установленным Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а членам семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. № 4468-1.
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. То есть, члены семьи военнослужащего могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца, если военнослужащий умер:- в период прохождения военной службы;- не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы;- независимо от срока увольнения, если смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы7.
Причинную связь смерти военнослужащего
должна определять военно-врачебная
комиссия. При этом в некоторых
случаях, например, если военнослужащий
погиб в автокатастрофе, причинная
связь его смерти с военной
службой определяется по результатам
расследования (судебного решения,
прокурорской проверки). Во всех случаях
причина смерти военнослужащего
указывается в приказе
Причинно-следственная связь смерти с военной службой для назначения пенсии по случаю потери кормильца определяется в порядке, установленном статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Членам семьи пенсионера из числа военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена при условии, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Семья пенсионера из числа
военнослужащих, умершего вследствие
ранения, контузии, увечья или заболевания,
полученных в период прохождения
военной службы, пользуется правом
на пенсию по случаю потери кормильца
и в том случае, если кормилец
умер по истечении пяти лет со дня
прекращения выплаты ему
Причинную связь смерти пенсионера должны определять учреждения медико-социальной экспертизы. Вместе с тем члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера) могут претендовать на пенсию по случаю потери кормильца, если они сами отвечают установленным требованиям.
Глава 2. Основания приобретения права на государственную пенсию по
случаю потери кормильца членам семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним
Специфическими условиями назначения государственной пенсии семьям военнослужащих по случаю потери кормильца являются, во-первых, факт смерти лица, являющегося кормильцем. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца. Во-вторых, факт прохождения лицом, в прошлом являющимся кормильцем, военной службы либо службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо в учреждениях или органах уголовно-исполнительной системы9.
Право на государственную пенсию возникает, когда кормилец умер (погиб) либо во время прохождения службы, либо не позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее 3 месяцев вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Третьим условием является родственная принадлежность лица по отношению к умершему и наличие фактической семейной связи (лицо является членом семьи умершего). Пасынок и падчерица имеют право на пенсию наравне с родными детьми, отчим и мачеха — наравне с родными родителями, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет10. Усыновители имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми.
Несовершеннолетние, имеющие право на государственную пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
Четвертым специфическим условием назначения государственной пенсии семьям военнослужащих по случаю потери кормильца является факт нахождения на иждивении умершего кормильца в связи с нетрудоспособностью или факт близкого родства. Важно наличие либо иждивенчества в совокупности с нетрудоспособностью либо близкого родства.
Члены семьи умершего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под постоянным и основным
источником средств к существованию
понимается помощь умершего кормильца
членам семьи, осуществляемая систематически
в течение определенного
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата и так далее). Закон не исключает права гражданина быть признанным иждивенцем и в том случае, когда он уже получает какую-либо пенсию (например, пенсию по старости). Основным критерием признания лица иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, то есть помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию. При этом условие совместного проживания членов семьи с кормильцем не всегда обязательно для признания факта нахождения на иждивении.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца11.
Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам их семей, к которым относятся: