Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:49, дипломная работа
Цель моей работы заключается в ответе на вопрос: «Действительно ли членам семей военнослужащих необходима государственная поддержка и социальная защита, и если она нужна, то предоставляется ли она в той степени, в которой должна обеспечиваться?» Задачами моей дипломной работы является определение понятия государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, ее места в системе права социального обеспечения, определение категории военнослужащих и лиц, приравненных к ним, раскрытие исторического аспекта данной пенсии. Также должны быть определены основания приобретения права на пенсию и порядок определения ее размера.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и место пенсионного обеспечения членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним, в системе социального обеспечения Российской Федерации...................................................................5
§1. Понятие государственной пенсии по случаю потери кормильца…….…....5
§2. Военнослужащие и лица, приравненные к ним……………………….….…8
§3. История развития института государственного пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в отношении членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним………………………………………………………………11
Глава 2. Основания приобретения права на государственную пенсию по случаю потери кормильца членам семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним…………………………………………………………………………………..16
Глава 3. Порядок определения размера государственной пенсии по случаю потери кормильца для членов семьи военнослужащих и лиц, приравненных к ним………………………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………30
Библиографический список………………………………………………………32
• дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (получают государственную пенсию только в случае нахождения на иждивении погибшего (или умершего) кормильца, за исключением детей);
• один из родителей или супруг либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на государственную пенсию, и не работает;
• отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (получают государственную пенсию только в случае нахождения на иждивении погибшего (или умершего) кормильца);
• родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
• дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать (получают государственную пенсию по случаю потери кормильца только в случае нахождения на иждивении погибшего (или умершего) кормильца).
В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления лицам из числа граждан, указанных выше, назначается социальная пенсия.
Для нетрудоспособных
членов семьи военнослужащих
предусмотрены также особые
• дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел),— до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей12;
• отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет — либо являются инвалидами13;
• супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает14;
• дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать15.
В отношении субъектов, имеющих право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семьи военнослужащего, возникают различные споры. Так, Военный комиссариат Мурманской области отказал Н.С. Лаппе - студентке очного отделения Университета прикладных наук Кеми-Торнио (Финляндия) в удовлетворении заявления о продлении ей до окончания обучения выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которую она до достижения возраста 18 лет получала в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту.16 Полагая, что данный отказ является незаконным, заявительница обратилась в Октябрьский районный суд города Мурманска, решением которого от 7 августа 2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 октября 2008 года, в удовлетворении ее исковых требований к военному комиссариату Мурманской области о возобновлении выплаты указанной пенсии было отказано.
Разрешая дело, суды общей
юрисдикции исходили из того, что совершеннолетние
дети умершего (погибшего) кормильца, обучающиеся
в иностранных учебных
Пенсионное обеспечение
членов семей умерших (
Соответственно, подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющей условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и круг лиц, имеющих право на такую пенсию, на указанную категорию граждан, к числу которых относится и заявительница по настоящему делу, не распространяется и, следовательно, ее конституционные права не затрагивает.
Таким образом, жалоба Н.С. Лаппы в части, касающейся проверки конституционности подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не является допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а производство по настоящему делу в этой части в силу пункта 2 части первой статьи 43 и статьи 68 названного Федерального конституционного закона подлежит прекращению.
Положения пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» регулируют отношения в различных сферах - пенсионного обеспечения и образования соответственно, однако в правоприменительной практике они применяются в системном единстве и толкуются как не допускающие предоставление детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и приравненных к ним лиц, достигшим 18 лет и обучающимся в иностранных образовательных учреждениях без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации, права на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.17
Отнесение к числу нетрудоспособных
членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего,
проходившего военную службу по контракту,
имеющих право на получение пенсии
по случаю потери кормильца, его совершеннолетних
детей, обучающихся в образовательных
учреждениях с отрывом от производства,
обусловлено тем, что эти дети,
лишившись необходимого материального
содержания, для завершения процесса
обучения нуждаются в поддержке
со стороны государства: специфика
организации учебного процесса в
рамках названной формы получения
образования существенно
Я считаю, что пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях с отрывом от производства совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, представляет собой особую меру социальной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
Конституционный Суд РФ признал
все нормы конституционными, но дал
им иное толкование. Неправильное толкование,
в свою очередь, является результатом
неоднозначного толкования норм. Нормы
в праве социального
Особенностью документального
оформления данной пенсии является необходимость
подтверждения юридических
К заявлению о назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти после истечения 3 месяцев, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к уже перечисленным документам прилагаются документы:
• подтверждающие факт и причину гибели (смерти) военнослужащего;
• удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы;
• подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
• подтверждающие, что вдова военнослужащего, погибшего в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией, не вступила в новый брак.
Каждый член семьи военнослужащего или лица, проходившего военную службу, подает заявление о выделении причитающейся ему доли государственной пенсии по случаю потери кормильца и ее выплате отдельно. Выделение доли государственной пенсии по случаю потери кормильца производится с учетом норм исчисления пенсии для члена семьи, обратившегося за ее выделением.
Если смерть кормильца наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, то средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются нетрудоспособным членам его семьи.
Чтобы получить эти суммы, вы вправе в любое время подать заявление в орган ПФР о выплате и распределении в долях указанных денежных средств.
При отсутствии такого заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях по инициативе ПФР с учетом очередности.
В первую очередь доли получают дети, в т.ч. усыновленные, супруг и родители (усыновители), во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки.
Таким образом, для назначения
государственной пенсии по случаю потери
кормильца требуется наличие
четырех условий в
Глава 3. Порядок
определения размера