Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 04:07, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения. Отсюда вытекают задачи:
1. Дать основные характеристики государственного обслуживания.
2. Рассмотреть этапы становления социального обслуживания в России.
3. Изучить сущность, принципы, функции в нормах по социальному обслуживанию.
4. Рассмотреть технологию социального обслуживания населения.
Введение………………………………………………………………….3
1. Государственная система социального обслуживания……………..5
1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5
1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17
2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23
2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию…………………………………………………………………...23
2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31
Заключение………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………...45
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действуют стационарные учреждения социального обслуживания различных типов, в том числе дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, реабилитационные центры, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, детские дома-интернаты для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.
Особо острой остается проблема
лиц без определенного места
жительства и занятий, не имеющих
средств к существованию. Для
них создается сеть социальных учреждений
– специальных домов-
Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. В настоящее время в России функционируют такие социальные учреждения:
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В субъектах Российской Федерации работают учреждения, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи и консультирования по планированию семьи.
Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях
В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая малопрофильные центры социальной помощи семье и детям и отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.
К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.
Совершенно очевидна
необходимость проведения подготовительной
работы по созданию в субъектах Российской
Федерации служб лицензионной деятельности
в области социального
Таким образом, важнейшим направлением современной социальной политики государства является поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания населения.
Теория и практика
в России и за рубежом выявили
целый ряд направлений
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но проблемами социальной работы также можно считать и другие проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.
Отсюда, для развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для распределения обязанностей, необходима государственная система социального обслуживания.
Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.
Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.
Главным субъектом социальной работы стало государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Кроме того, государство является также субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, общеизвестны: в начале 90-х годов начала развиваться система нестационарного социального обслуживания.
Большое место отводилось
социальному обслуживанию населения.
В 1995 году вышел целый пакет Федеральных
Законов: «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов», «Об
основах социального обслуживан
Указанные акты стали
основой законодательной базы в
сфере социального
Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.
С принятием концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 4 августа 1993 года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является субъектом социальной работы и кто является ее объектом.
Итак, органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в муниципальном секторе.
В системе
государственного управления
Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны. Однако, с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты населения.
Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.
Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.
Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.
И все же самым главным субъектом является специалист по социальной работе, отправляющий указанную деятельность. Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:
Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.
Социальное обслуживание включает в себя все то, что получает нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх начисленной пенсии. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.
Развитию социального обслуживания нетрудоспособных, пожилых и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, в нашей стране придается все большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Система социального обслуживания охватывает:
Информация о работе Государственная система социального обслуживания