Государственная система социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения. Отсюда вытекают задачи:
1. Дать основные характеристики государственного обслуживания.
2. Рассмотреть этапы становления социального обслуживания в России.
3. Изучить сущность, принципы, функции в нормах по социальному обслуживанию.
4. Рассмотреть технологию социального обслуживания населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Государственная система социального обслуживания……………..5
1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5
1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17
2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23
2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию…………………………………………………………………...23
2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31
Заключение………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

соц гос.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Управленческая наука  нашей страны не «страдала» прагматизмом, поэтому переход к самостоятельному решению людьми собственных проблем  должен быть постепенным, пройти огромный адаптационный период. Кроме того, характерной чертой российского менеджмента всегда был и остается всепоглощающий схематизм, не подкрепленный ни научно обоснованной концепцией управленческой деятельности, ни соответствующим конкретным инструментарием организации труда.

В этом плане, пожалуй, более  чем другим, трудно людям старшего поколения, воспитанного в условиях относительной экономической и  политической стабильности, со сложившимся  устойчивым менталитетом, отличным от западного, а порой и прямо ему противоположным. Последнее необходимо учитывать при использовании зарубежных традиций социальной работы, и в частности, концептуальных ее моделей.

С другой стороны, преобразования в социальной сфере направлены на обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Это один из важнейших ориентиров политики, которая предполагает переход к модели «субсидиарного государства», обеспечивающего перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения.

Переход к полному  финансированию социальных учреждений за счет региональных и местных бюджетов ставит под сомнение соблюдение принципа всеобщей доступности и равенства возможностей получения услуг социально незащищенным слоям населения в большинстве регионов нашей страны. Все более активно используется такая форма работы, как социальный патронаж неблагополучных семей, детей из групп риска, т.е. оказывается не разовая услуга, а постоянная поддержка.

Также следует отметить, что современный подход к организации социальной поддержки населения означает не только помощь тем, кто уже оказался и трудной жизненной ситуации, но и предупреждение социального неблагополучия. Реализация принципа адресности заключается в обеспечении целевой направленности мер социальной поддержки различных групп населения, нуждающихся в ней, с учетом специфики положения тех, кому она предназначается. [8, с. 177]

Развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов позволяет обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Это определяет актуальность существенного повышения эффективности использования финансовых ресурсов в социальной сфере.

Для решения этой задачи в последние годы рядом исследовательских  проектов проводится оценка существующей системы социального обслуживания в негосударственном секторе на основе анализа негосударственных программ (организаций, служб) и учреждений различных типов (кризисные центры, приюты, «горячие линии», консультирование и т.п.). Этот анализ включает оценку типов оказываемых услуг, обслуживаемых клиентов, организации услуг, их финансирования, администрирования, местонахождения и качества помещений, состава персонала (качественного и количественного), качества предоставляемых услуг. Изучается существующая система контроля, связи с федеральными и региональными социальными службами. Особое внимание уделяется контролю за соблюдением прав ребенка. На основании проводимого анализа и анализа международных стандартов, а также с учетом местного потенциала разрабатываются предложения по внесению изменений и дополнений в классификатор работ и услуг и созданию механизма независимого вневедомственного контроля за негосударственным социальным обслуживанием.

Если наше государство  стремится быть гуманным и цивилизованным, оно должно сочетать в проведении социальных мероприятий принципы "производительной" справедливости (распределение по потребностям), чтобы не допустить, с одной стороны, дальнейшей люмпенизации населения, а, с другой, массового иждивенчества. В этих условиях особенно важной все же остается задача разработки стандартов (как федеральных, так и региональных), позволяющих должным образом не только финансировать, но и контролировать функционирование сферы социальных услуг. Перераспределение финансовых ресурсов между федеральным и региональными бюджетами должно осуществляться в случае нехватки собственных средств. Это может быть сделано на основе государственных минимальных социальных стандартов для обеспечения равного доступа к государственной социальной поддержке социально уязвимых слоев населения регионов. Стандарты в области социального обслуживания населения, видимо, должны быть определены на основе единых для всей страны критериев такой уязвимости (разработки единой федеральной методики определения права на помощь, в т.ч. и бесплатную, по единому стандарту) и гарантированы федеральным бюджетом с учетом законодательного обеспечения адресности (единых подходов к определению нуждающегося домохозяйства, периодичности предоставления сведений о составе и доходах, единой формы акта обследования нуждающихся и т.д.).

Нормативные акты о распределении  налоговых поступлений, снижение налогов, непосредственно идущих в региональные бюджеты, сужают финансовую базу программ. В случае нехватки средств региональных бюджетов федеральному бюджету все равно придется предусмотреть соответствующие трансферты в соответствии со стандартами, чтобы не усиливать дифференциацию регионов по уровню жизни.

В последние годы российские регионы столкнулись с рядом  дополнительных проблем, обусловленных неравными стартовыми возможностями (обеспеченностью учреждениями, кадрами, их квалификацией, доступностью для населения, финансовыми, материальными ресурсами).

Н.Зверева и Н.Джанаева указывают возможные пути решения  проблемы в условиях полного регионального «самофинансирования» сферы государственных социальных услуг могут быть следующими:

- экономия за счет  сокращения государственных учреждений, мест в них, набора услуг;

- перевод части услуг  на платную основу; активизация  участия в этой работе негосударственных учреждений;

- ужесточение критериев  предоставления адресной помощи  населению с целью оказания  помощи самым нуждающимся;

- сокращение количества  мест в малоэффективных отделениях социальной защиты населения, реорганизация учреждений, внедрение новых, наиболее востребованных населением форм обслуживания;

- формирование банка  данных общественных организаций,  имеющих социальную направленность  своей деятельности;

- более тесная координация  совместной деятельности государственных и негосударственных учреждений в области социальной защиты населения. [8, с. 200]

Разрабатывая программы  реформирования системы социальных услуг на среднесрочный период, следует исходить из ряда основных приоритетов, которые будут определять преобразования в социальной сфере, таких, как:

- развитие форм самообеспечения  населения;

- включение социального  обслуживания в систему минимальных государственных социальных стандартов, разработка единых для Российской Федерации нормативов гарантированного обеспечения населения страны социальным обслуживанием вне зависимости от места проживания (социально незащищенным - на бесплатной основе).

Чеботарев А.П. указывает на приоритетные задачи по социальному обслуживанию населения:

  • обеспечение доступности для населения края социальных услуг в условиях оптимизации сети учреждений социального обслуживания;
  • развитие нестационарных форм социального обслуживания, удовлетворение потребности в социальном обслуживании на дому до 92 процентов от количества нуждающихся;
  • повышение эффективности системы социальной защиты  и  социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за счет увеличения объема услуг;
  • продолжение работы по оптимизации отрасли, сети учреждений в соответствии с действующим федеральным законодательством. [22, с. 43]

А.П.Чеботарев указывает на проблемы и вопросы, требующие решения при взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований края:

1.Формирование сетевого графика передачи полномочий по мерам социальной поддержки и социальному обслуживанию населения, содействие передачи в государственную собственность Красноярского края имущества от муниципальных органов.

2. Обеспечение потребности граждан престарелого возраста и инвалидов (имеющих право в рамках закона) местами проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, отвечающих санитарным нормам.

3. Совершенствование работы по трудовой реабилитации обучаемых детей-инвалидов в домах-интернатах с целью интеграции их в общество. [22, с. 43]

Повышение эффективности межведомственной координации и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений.

В крае сформирована Комплексная  среднесрочная программа социальной защиты населения Красноярского  края на период до 2008 года, мероприятия которой направлены на решение следующих задач:

  • повышение уровня социальной защищенности жителей края при реализации новых подходов в предоставлении мер социальной поддержки. Персональная адресная поддержка наиболее пострадавших и нуждающихся в особой помощи государства категорий населения;
  • обеспечение доступности для всего населения края социальных услуг за счет формирования оптимальной сети учреждений социальной сферы, расширения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг. Эффективное, целевое использование средств, направленных на социальную поддержку населения.

Эти нормативы должны учитываться при предоставлении федеральных трансфертов регионам, которые за счет своих бюджетов не смогут сами их обеспечить;

  • поддержка социально уязвимых слоев населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот;
  • сокращение масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышения финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
  • формирование системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;
  • внедрение новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширение их хозяйственной самостоятельности и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • взаимодействие со структурами гражданского общества в 
    вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечения адресной поддержки социально уязвимых граждан;
  • стимулирование социально ответственного поведения представителей российского бизнеса. [8, с. 201]

Одной из целей реформирования системы социальных услуг на рассматриваемый  среднесрочный период является расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации этой цели необходимо:

- развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения эффективного доступа граждан к получению услуг;

- создание условий для привлечения к оказанию социальных 
услуг как государственных, так и негосударственных организаций;

- разработка общих  требований к деятельности государственных (в т.ч. и региональных), муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

- дальнейшее развитие  сети нестационарных учреждений  по 
социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

- комплексная информатизация  социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы в регионе. [8, с. 202]

Весь комплекс мероприятий  реформирования системы социальных услуг должен быть практически встроен в средне- и долгосрочную стратегию развития не только регионов, но и страны в целом с обязательным соотнесением целей и результатов. Такой подход определяет более масштабный и более комплексный характер реформирования социальной сферы по сравнению с предыдущими годами. Проводимые в социальной практике мероприятия прежде имели, как правило, краткосрочный характер.

Меры в области реформирования системы социальных услуг до сих пор еще отстают от происходящих в жизни перемен, не выполняются из-за недостаточной проработки, отсутствия необходимых механизмов реализации, финансовых средств, непоследовательности органов власти и слабого с их стороны контроля, недостатка профессионально подготовленных кадров, слабой информированности самого населения.

В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Это предполагает, в частности, расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами (в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление); переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования; обеспечение равных прав доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Информация о работе Государственная система социального обслуживания