Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 04:07, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения. Отсюда вытекают задачи:
1. Дать основные характеристики государственного обслуживания.
2. Рассмотреть этапы становления социального обслуживания в России.
3. Изучить сущность, принципы, функции в нормах по социальному обслуживанию.
4. Рассмотреть технологию социального обслуживания населения.
Введение………………………………………………………………….3
1. Государственная система социального обслуживания……………..5
1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5
1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17
2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23
2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию…………………………………………………………………...23
2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31
Заключение………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………...45
Основные понятия указаны в ст. 3:
1) социальные службы -
предприятия и учреждения
2) клиент социальной
службы - гражданин, находящийся
в трудной жизненной ситуации,
которому в связи с этим
предоставляются социальные
3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В ст.4 указаны системы социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание:
1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Социальное обслуживание
осуществляется также
3. Государство поддерживает
и поощряет развитие
Принципами социального обслуживания, согласно ст. 5 являются:
1) адресность;
2) доступность;
3) добровольность;
4) гуманность;
5) приоритетность предоставления
социальных услуг
6) конфиденциальность;
7) профилактическая
Мы видим, что одним из основных условий эффективности организации предоставления социальных услуг является соблюдение принципа адресности в оказании помощи населению. Прежде понятие адресности практически полностью идентифицировалось с понятием помощи по малообеспеченное, которая, по существу, является частным случаем адресной помощи. [8, с. 177]
Статьей 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание
осуществляется на основании обращения
гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного
В законе указано, что
каждый гражданин вправе получить в
государственной системе
Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.
Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко - множество источников финансирования.
Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)
Функциями системы социального обслуживания можно считать:
I группа – сущностно-деятельные:
II группа – нравственно-гуманистические:
Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
В учреждениях социального
обслуживания в дневное время
предоставляется социально-
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. [18, с. 301]
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным
к самообслуживанию в связи
с преклонным возрастом,
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В указанном выше законе указано, что учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям,
оставшимся без попечения
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-
8) центры экстренной
психологической помощи по
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения
социального обслуживания (дома-интернаты
для престарелых и инвалидов,
психоневрологические
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
К предприятиям социального
обслуживания относятся предприятия,
оказывающие населению
Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2.2. Практика управления в области социального обслуживания В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Использование зарубежного опыта может помочь становлению и развитию института социальной работы. Во многих западных странах действует достаточно разветвленная система государственных (благотворительных, добровольческих) и коммерческих (частных) социальных служб.
В европейских странах, как правило, основную нагрузку в предоставлении социальных услуг несут государственные службы (социально-бытовое обслуживание на дому, услуги детских дошкольных учреждений, реабилитационные услуги для людей с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию надомной работы, надзор за детьми, оставшимися без родителей, помещение детей в приемные семьи, обслуживание в стационарах инвалидов и престарелых).
В Финляндии пособие на новорожденного выдавалось наборами товаров для детей. Причем, матери новорожденных предпочитали эти наборы денежным выплатам, поскольку цена этих наборов была гораздо выше размера денежного пособия. В наших же условиях, где матери подолгу не могут получить такое пособие, можно было бы предложить его товарами, цена которых если не превосходит размер пособия, то во всяком случае должна равняться ему в среднерыночном эквиваленте.
Сочетание социальных принципов стоит в ряду таких сложных проблем зарубежной социальной работы как: определение прожиточного минимума, степени нуждаемости человека, находящегося в затруднительной жизненной ситуации, проблема культуры пособия. При всех различиях их решения в одном вопросе солидарны большинство социальных работников: пособие клиенту должно выдаваться в денежной форме.
И действительно, в Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи, а большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные службы, в которых занята основная часть дипломированных социальных работников.
В США около ста миллионов человек занимается благотворительностью и каждый американец в возрасте старше 15 лет тратит в среднем четыре часа в неделю на занятие общественной деятельностью. Сумма добровольных пожертвований на различные благотворительные цели в стране ежегодно превышает 100 млрд. долларов. [8, с. 203]
Сравнивая государственную
систему социального
Информация о работе Государственная система социального обслуживания