Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа
Основной целью работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения.
Введение……………………………………………………….………….3
1. Государственная система социального обслуживания………….…..4
1.1. Основные характеристики социального обслуживания…………4
1.2. Сущность и формы социального обслуживания………….…….10
1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания..12
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...20
Министерство образования и науки РТ
ГБОУ СПО «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»
РЕФЕРАТ
по дисциплине : Теория социальной работы
на тему: Государственная система социального обслуживания
Разработала студентка группы: ср-13
Кривошеина Наталья Вадимовна
Проверил преподаватель:
Бочкарева Елена Владимировна
Бугульма, 2015 г
Содержание
Введение……………………………………………………….
1. Государственная система
1.1. Основные характеристики
1.2. Сущность и формы социального обслуживания………….…….10
1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В современный период, когда происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адекватных рынку, институтов социальной сферы. Одним из таких институтов является система социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, нормативно-правовых, социально-бытовых и иных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Особое значение придается социальному обслуживанию незащищенных слоев населения. Социальное обслуживание в российских условиях выступает в качестве составляющей социальной работы, а на практике – системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.
Среди тех, кто особо нуждается в социальных услугах, - пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные, молодые семьи, несовершеннолетние родители, семьи с детьми-инвалидами, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом.
При обеспечении граждан социальным обслуживанием субъектом социальной защиты населения являются органы исполнительной власти. При этом главным субъектом остается специалист по социальной работе. Объектами социальной работы являются люди, на которых направлена вся деятельность субъектов социальной работы. Социальное обслуживание выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике – системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.Актуальность
Основной целью работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения.
Предмет исследования – государственная система социального обслуживания населения.
Методы исследования: теоретический анализ предметного содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация – Государственная система социального обслуживания
1. Государственная система социального обслуживания
1.1. Основные
характеристики
Социальное управление – это эффективная форма управления социальными процессами, важное средство системного использования социальных факторов и социальных резервов развития экономики в интересах человека, что выступает наиболее наглядно и определенно именно на уровне организации. Управление социальными процессами представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.
Отражая состояние экономической сферы общества, формы управления трудовой деятельностью тем самым отражают характер политической и духовной сфер, т.е. всего общества в целом.
В настоящее время специфическим видом профессиональной деятельности стало оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Все это получило название социальной работы.
Ученые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям повседневную жизнь в условиях личного и семейного кризиса, либо кардинально изменить ее к лучшему. Основная деятельность социальных работников должна быть направлена на то, чтобы по мере возможности помочь решить людям их проблемы.
Всем международным сообществом социальное обслуживание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться». [12, с. 177]
Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб.
Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: регулярная безработица, разрушение привычных норм жизни, отсутствие социальных гарантий усугубляются условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них.
Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет.
Обнажилась незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации. Следствием этого стало ухудшение условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной. Необходимо развивать систему социальной защиты, ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.
В современном российском обществе политика искусственной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Искусственная дифференциация сформировала такой уровень «несовместимости интересов» в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.
В настоящее время замечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего, социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода.
Социальная работа направлена, прежде всего, на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной жизненной ситуации. Наиболее актуальна индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу». [15, с. 12]
Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.
Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.
Возможности использования дифференцированного подхода во всех сферах социальной работы огромны. В.Н.Иванов предлагает осуществить такие принципы социальной работы:
В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий населения.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действуют стационарные учреждения социального обслуживания различных типов, в том числе дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, реабилитационные центры, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, детские дома-интернаты для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.
Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.
Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. В настоящее время в России функционируют такие социальные учреждения:
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В субъектах Российской Федерации работают учреждения, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи и консультирования по планированию семьи.
Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях
Информация о работе Государственная система социального обслуживания