Государственная система социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………….3
1. Государственная система социального обслуживания………….…..4
1.1. Основные характеристики социального обслуживания…………4
1.2. Сущность и формы социального обслуживания………….…….10
1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания..12
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sistema_socialnogo_obsluzhivaniya.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая малопрофильные центры социальной помощи семье и детям и отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Совершенно очевидна необходимость проведения подготовительной работы по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов.

Таким образом, важнейшим направлением современной социальной политики государства является поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания населения.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но проблемами социальной работы также можно считать и другие проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Отсюда, для развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для распределения обязанностей, необходима государственная система социального обслуживания.

Становление   социальной   работы  как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и  изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью  более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.

Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.

Главным субъектом социальной работы стало государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Кроме того, государство является также субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, общеизвестны: в начале  90-х  годов  начала  развиваться система нестационарного социального обслуживания.

Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.  В 1995 году вышел целый пакет  Федеральных Законов: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный Закон «О ветеранах», Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в  РСФСР»,   Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Указанные акты стали основой законодательной базы в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными   и   муниципальными     учреждениями социального обслуживания.  Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские, консультативные, социально-патронажные на дому и др.

Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

   С принятием концепции  развития социального обслуживания  населения в Российской Федерации 4 августа 1993 года, по сути дела, произошел  отход от принципов социального  обеспечения и переход к системе  социальной защиты, принятой в  европейских странах.   В ее основу была   положена  забота  государства, «включающая как устранение  причин,  препятствующих   человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня   благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы:  Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является субъектом социальной работы и кто является ее объектом.

Итак, органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в муниципальном секторе.

    В системе государственного  управления особое место занимают  проблемы  местных  органов  власти,  органов местного саморегулирования. Главной же задачей местных  органов власти является проведение постоянной, планомерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллектуального,  творческого   потенциала  и  обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.

Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны. Однако, с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты населения.

Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.

Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.

Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.

И все же самым главным субъектом является специалист по социальной работе, отправляющий указанную деятельность. Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

  • организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;
  • оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;
  • осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;
  • предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Социальное обслуживание включает в себя все то, что получает нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх начисленной пенсии. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Развитию социального обслуживания нетрудоспособных, пожилых и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, в нашей стране придается все большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Система социального обслуживания охватывает:

  • медицинскую помощь (как стационарную, так и поликлиническую);
  • содержание и обслуживание в домах-интернатах;
  • помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе;
  • протезную помощь, обеспечение транспортными средствами;
  • трудоустройство желающих продолжать активную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение;
  • организацию труда на специально созданных предприятиях, в цехах;
  • жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание;
  • организацию досуга и т.д.

Следует, однако, отметить: возможность удовлетворения потребностей человека становится реальной тогда, когда он наделен юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

Система же обучения социальных работников, в свою очередь, должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Следует отметить, что на эффективность системы управления существенное влияние оказывает соотношение централизованного и децентрализованного управления.

 

1.2. сущность и формы социального обслуживания

 

В области социального обслуживания государством были созданы многие нормативные акты для законодательной защиты населения. Законодательство РФ о социальном обслуживании состоит из ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». [3, с. 3]

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»: «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». [1, с. 6]

Социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения» [3, с. 4]

Здесь же указаны 13 видов обслуживания, осуществляемых социальными службами (например: комплексные, социально-реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).

Законом Красноярского края от 17.12.04 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края) предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и субсидии, предоставляемые гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из их доходов, в единой форме субсидий в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги. Вместе с тем, статьей 24 указанного закона предусмотрена возможность выплаты гражданам субсидий и мер социальной поддержки в денежной форме.

Информация о работе Государственная система социального обслуживания