Государственная система социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………….3
1. Государственная система социального обслуживания………….…..4
1.1. Основные характеристики социального обслуживания…………4
1.2. Сущность и формы социального обслуживания………….…….10
1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания..12
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sistema_socialnogo_obsluzhivaniya.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

А Единая концепция Закона края позволяет органам местного самоуправления в рамках своей компетенции при установлении Порядка перечисления субсидий на персонифицированные социальные счета граждан рассматривать возможность перечисления и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. [22, с. 42]

Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых за последние годы показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.

Не везде сформировалось достаточное правовое поле, не достаточно определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.

Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам. Интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение, находящее свое выражение в конкретизации методов и форм работы с теми или иными специфическими объектами.

Таким образом, социальная политика государства как основного субъекта социальной работы направлена на социальную защиту всех слоев населения, на создание таких условий, которые бы помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев. Социальная политика государства носит опережающий, укрепляющий характер, чтобы не только способствовать лечению «социальных болезней», но и предотвращать их.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют стационарные, полустационарные и нестационарные учреждения. Активно развивается сеть центров, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб социальной помощи. Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить нуждающимся разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения социальной помощи семье и детям. Повышается численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому.

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности (ст. 4 Закона об основах социального обслуживания). [3, с. 3]

К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 33 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов). [18, с. 263]

Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена цитируемой нами ранее статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения.

Относительно негосударственных форм обеспечения, в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат, они и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от предприятий являются выплаты и услуги. На основе коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Основными целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов. [24, с. 128]

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания

 

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 прописаны понятия, нормы, правила и процедуры, определяющие статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями.

Данный закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:

1) социальное обслуживание на  дому (включая социально-медицинское);

2) полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного  пребывания учреждений социального  обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь. [1, с. 8]

Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.

В законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года не только закреплено обслуживание инвалидов, но поручено предприятиям и организациям обеспечивать специальным оборудованием и приспособлениями в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалами и аэропортами. [2]

В этих законах также раскрываются основные виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Также предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни и гарантируются государством.

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Основные понятия указаны в ст. 3:

1) социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от  форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной  ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия  по оказанию отдельным категориям  граждан в соответствии с законодательством  Российской Федерации, клиенту социальной  службы помощи, предусмотренной  настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В ст.4 указаны системы социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание:

1. Государственная система социальных  служб - система, состоящая из государственных  предприятий и учреждений социального  обслуживания, являющихся собственностью  субъектов Российской Федерации  и находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Социальное обслуживание осуществляется  также предприятиями и учреждениями  иных форм собственности и  гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

3. Государство поддерживает и  поощряет развитие социальных  служб независимо от форм собственности.

Принципами социального обслуживания, согласно ст. 5 являются:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность.

Мы видим, что одним из основных условий эффективности организации предоставления социальных услуг является соблюдение принципа адресности в оказании помощи населению. Прежде понятие адресности практически полностью идентифицировалось с понятием помощи по малообеспеченное, которая, по существу, является частным случаем адресной помощи. [8, с. 177]

Информация о работе Государственная система социального обслуживания